- Этот проект опирается на практику передовых школ и предлагался остальным только по их желанию, - рассказал "Российской газете" директор Центра педагогического мастерства Департамента образования Москвы Иван Ященко. - Нынешняя система оценивания смешивает прилежание и реальные знания. То, что у ученика стоит в аттестате "5" по математике, не всегда отражает оценку, которую он получил на ЕГЭ. А двойка иногда означает, что ты опоздал, забыл дома тетрадь или плохо ведешь себя на уроке.
Новая система оценивания, которую предложил школам Центр педагогического мастерства, в идеале должна разделить ситуацию: поведение и прилежание - одно, а знания - другое. Вдобавок из школы исчезают ярлыки. Если, к примеру, оценивать знания в процентах, не будет повода тыкать пальцем: "Ты - двоечник!" Правда, и отличников при таком подходе нет.
- Допустим, сегодня ребенок знает математику на 40%. Но вчера у него было 20! Динамика видна. А при прежней системе оценок и в том, и в другом случаях стояло бы "три", - рассказывает Иван Ященко. - Неясно ни родителю, ни ученику, что за этой отметкой.
Как это все выглядит на деле? В школе N 1286, которая входит в число тех, где согласились на эксперимент, объяснили: "Детям ставят оценки только за тесты, которые идут в конце каждого триместра (учебный год тут разделен не на четыре части, а на три). Обычно это 3-4 отметки у каждого ученика. Так что вывести годовые отметки нетрудно".
Текущих оценок вообще нет, в электронном журнале ставят только тему урока и указывают домашнее задание. Если не выполнил ДЗ - пожурят: не сделал сегодня, но завтра обязательно принеси задание за два дня.
Директор другой школы, N 1550, Никита Лосев рассказал, что по новой системе работают четыре старших класса. Текущие оценки ставит учитель только в том случае, если хочет за что-то поощрить ученика.
- Контрольные работы составляют и оценивают учителя, не преподающие предмет в этих классах. Так что главное достижение новой системы в том, что ведущий педагог освобождается от оценивания, становится не ментором, а тренером, который готовит школьников к "соревнованиям". Учитель может показывать свое отношение к ученику и его работе, ставя, к примеру, восклицательные знаки, галочки, звездочки, улитки, - говорит Никита Лосев. - При этом не теряется обратная связь с родителями, учитель пишет в электронном дневнике, что получилось или не получилось у ребенка.
Лосев подчеркивает: идет апробация, есть предложения методистов, в которые учителя вносят свои поправки.
- У этой идеи есть и сторонники, и противники. Оценка для некоторых детей - серьезный стимул. И это важно. Есть дети, которые будут учить предмет только для того, чтобы получить пятерку, - рассказала завуч одной из экспериментальных школ. - Ясно, что пятибалльная система устарела и "работают" только четыре оценки - двойка, тройка, четверка и пятерка. Хотя некоторые педагоги вдруг вспомнили, что есть еще и единица. Но у безоценочной модели тоже есть минусы, так что я не отвергаю ни десятибалльной, ни двенадцатибалльной системы, ни оценки в процентах.
Пожалуй, проценты были бы понятнее всего и детям, и учителям, и родителям. Хотя бы потому, что их можно хоть как-то соотнести с баллами ЕГЭ. И, если разобраться, в Москве успешность учеников давно уже оценивают в процентах. Возьмите страничку электронного дневника РУЖЭЛЬ, который получают все родители московских школьников. Там рядом с обычными пятерками, четверками и тройками всегда указаны проценты. Теперь закройте графу "оценки". Останутся только проценты - 100, 80, 60 и 40. Квадратики 100 и 80 зеленого цвета - все нормально, 60 - желтого, значит, родителям надо насторожиться. 40 - красный цвет: караул! Очень плохо. (Может, у кого есть 20% или даже 0. В дневнике моих детей я такого не видела.) В принципе родителям сейчас можно в оценки вообще не вглядываться - если все сплошь зеленое, значит, у ребенка с учебой все в порядке.
В обычных бумажных дневниках проценты пока не ставят. Но, в конце концов, чем 100% хуже пятерки?
Споры о том, какая система оценивания лучше, идут давно. В Клину, например, в 15-й гимназии давно перешли на 10-балльную систему и минусов не видят: у учеников даже тройки редкость, не то что единицы и пары. Правда, и десятку тут заработать нелегко. В школе села Ямкино Ногинского района Московской области с 1991 года работают по 20-балльной системе. В школе считают средний балл каждого ученика и составляют рейтинги. Допустим, у ребенка было 16,7, а стало 16,75. Значит, он улучшил результат.
Вопрос об оценках важен еще и потому, что в школах теперь будет изучение предметов на разных уровнях. И, к примеру, пятерка по математике базового уровня по сути будет означать "четыре" или даже "три" на профильном. И, наоборот, тому, кто получил трояк на профиле, на базовом уровне поставили бы пять с плюсом.
Интернет-портал "Российской газеты"