Оптимизация системы образования привела к ухудшению результатов деятельности образовательных организаций, снижению качества образования и доступности образовательных услуг. Такие неутешительные выводы были сделаны на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации. Коллегия рассмотрела отчет по проверкам соглашений Минобрнауки и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению целевых показателей оптимизации сети образовательных организаций. Плановые выездные проверки были проведены в Ярославской, Вологодской, Астраханская, Ростовской, Самарской, Пензенской, Челябинской областях, Республике Башкортостан и Забайкальском крае. Проверки показали, что проведенные в ходе оптимизации в 2013/20014 году мероприятия включали в себя только меры по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников.
По словам выступившего на Коллегии с докладом аудитора Счетной палаты Александра Филипенко, оптимизация проходила без оценки потребностей населения, анализа сети и учета планируемых к открытию учреждений. Так, в 2014 г. были реорганизованы или ликвидированы 1 105 школ. Всего к 2018 году оптимизируют 2 613 учреждений общего образования. В то же время, согласно демографическому прогнозу Росстата, по сравнению с 2012/13 годом, количество учебных мест к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. больше.
При этом расходы на содержание учреждений не только не уменьшились, а существенно возросли. Например, в Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, а в Удмуртии – на 125%. По словам докладчика, это произошло из-за того, что основной формой реорганизации стало присоединение в виде филиалов или структурных подразделений “без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта”.
Всероссийский интернет-педсовет