«Когда настают тяжёлые времена, нет иного выбора,
как взять себя в руки и делать всё как можно лучше»
Ли Якокка
Люди не связанные с образованием, наверняка, задают себе логичный вопрос: «Почему дополнительное образование детей называют дополнительным? Разве образование может быть дополнительным?» Не секрет, что для многих вчерашних и сегодняшних школьников именно дополнительное образование открывает дверь в мир будущей профессии, учит мыслить и творить, создаёт условия для безболезненного вхождения в социум, что так необходимо каждому юному гражданину нашей страны.
Так что же такое дополнительное образование и в чём его незаменимая роль в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения?
Дополнительное образование – образование доступное. Его могут осваивать любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания, одарённые, «проблемные» - с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом все образовательные услуги в нашем городе и, в частности, в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества имени Александра Матросова» предоставляются бесплатно, что особенно важно для детей из малообеспеченных семей.
Заниматься в учреждениях дополнительного образования никогда не поздно, что делает эту сферу существенным фактором непрерывного образования личности. Поэтому, вхождение ребенка в систему дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга, оберегая от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени. Это особенно важно на фоне обеднения досуговой деятельности подростков и молодежи, её переориентации, в лучшем случае, на элементарное поддержание жизненного тонуса.
Таким образом, не будет преувеличением сказать, что вовлечение детей в систему дополнительного образования во многом меняет уклад их жизни, обогащает их новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами, предоставляет возможность решения ребенком жизненно важных для него проблем. Оно направлено на развитие личностных качеств и навыков общения детей, создает широкие возможности для самоопределения, самореализации каждого ребенка и его включения в реальность современного общества.
Дополнительное образование детей отличается от основного (школьного) по многим внутренним и внешним характеристикам, но главным остается то, что за долгую историю своего развития и становления в качестве неформального образования (в этом году исполняется 100 лет со дня создания системы дополнительного образования в нашей стране) оно всё же смогло внести в педагогическую реальность альтернативное содержание.
Руководствуясь Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (1-го, 2-го и 3-го поколения), каждое учреждение дополнительного образования детей ищет и определяет свою концепцию развития, учитывая при этом те требования государства и общества, которые предъявляются к выпускнику, школьнику.
Памятуя о том, что «всё новое – это хорошо забытое старое», коллектив МБУДО ДДТ при выборе своего нового пути развития образовательного и воспитательного процесса в начале 2018-2019 г.г. взял за основу форму по взаимодействию основного и дополнительного образования детей, как одного из приоритетных направлений развития образовательной системы, позволяющей решать важнейшую задачу сохранения и развития единого образовательного пространства на основе осуществления интеграционных процессов и направление по работе с одарёнными детьми. В связи с этим, была разработана и утверждена образовательная программа «Страна Успеха» по работе с одарёнными детьми, положение о Центре одарённых детей на базе МБУДО ДДТ и определён ряд мероприятий, направленных на работу с данной категорией детей. Педагогические работники ДДТ убеждены, что все дети в нашей стране талантливы, каждый по-своему, надо только помочь каждому раскрыть себя в той или иной сфере деятельности.
Для того, чтобы более качественно передавать свой опыт и знания обучающимся, педагоги учреждения (6 человек) в октябре начали своё обучение в ООО «Центр непрерывного образования и инноваций», г. Санкт-Петербург на отделении дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки.
Так же, для более плодотворной и результативной работы педагогических работников учреждения в этом учебном году было организовано наставничество опытных педагогов над молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности, и педагогами, имеющими стаж не более 3-х лет, что предполагает диагностику затруднений молодых педагогов в работе, посещение занятий и консультативную помощь.
С 2011 года МБУДО ДДТ является сетевым центром повышения квалификации ПОИПКРО для учреждений дополнительного образования южной зоны Псковской области (г. Великие Луки, Куньинский, Локнянский, Новосокольнический, Великолукский, Усвятский, Пустошкинский районы). С 23-го по 25-ое октября 2018 года в учреждении состоится очередной семинар, посвящённый 100-летию со дня создания системы дополнительного образования в нашей стране, по теме: «Современные векторы развития дополнительного образования детей» под руководством кандидата педагогических наук Е.М. Смекаловой.
В рамках образовательной программы «Страна Успеха» для обучающихся МБУДО ДДТ с этого года было открыто детское объединение «Funny English», где дети в игровой форме изучают разговорный английский язык, являющийся первым международным языком в мире.
Большой популярностью среди учащихся пользуются занятия в детском объединении «Джем», где дети изучают правополушарное (интуитивное) рисование, которое является не только способом создания удивительной красоты картин, но и методикой, позволяющей «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, индивидуальные особенности личности.
В череде новых массовых мероприятий для детей разного возраста впервые в этом учебном году будут проводиться выездные интеллектуальные выходные «Лабиринт» (турбаза), где ребятам будут предложены игры, состязания и конкурсы, как интеллектуального, так и спортивного, лидерского и декоративно-прикладного направлений.
Детям, любящим поэзию, декламацию, ораторское искусство предлагаются занятия в школе поэзии «Чудное мгновение», которую курирует поэтесса, член Союза писателей РФ Т.М.Дроздова.
Для обучающихся, занимающихся хореографией, 20 октября на базе МБУДО ДДТ состоятся 3 мастер-класса «Основы модерна, координации и джаза», которые проведёт педагог Академии танца Бориса Эйфмана Светлана Бажина (г. Санкт-Петербург).
Для детей, проявивших свой талант в области декоративно-прикладного творчества, в учреждении будут организованы персональные выставки, которые смогут посетить все желающие: дети, родители, педагоги, жители города Великие Луки.
Руководители и активисты 2-х музеев учреждения (музей истории образования и музей истории 254-го Гвардейского стрелкового полка имени Героя Советского Союза А.М.Матросова) в этом году представят свой опыт работы как на областном уровне (конкурс «Расскажи о своём музее»), так и на Всероссийском уровне (конкурс под эгидой партии «Единая Россия» - «Лучший школьный краеведческий музей – 2018»).
Несомненно, гордостью учреждения являются обучающиеся и педагоги туристического направления, которые на протяжении многих лет являются победителями областной Туриады; дети достойно представили в июле 2018 года Псковскую область на туристическом слёте Союзного государства, проходившем на территории Владимирской области (два 1-х места и одно 2-ое место), а педагоги в сентябре стали победителями областных соревнований по туризму среди педагогических работников Псковской области.
Коллективу МБУДО ДДТ есть кем гордиться. Только в прошедшем 2017-2018 учебном году 250 обучающихся и коллективов учреждения стали победителями и призёрами городских, областных, Всероссийских, международных конкурсов, соревнований, выставок. Не отстают от детей и педагоги: за аналогичный период у педагогических работников 35 побед в конкурсах и соревнованиях от муниципального до Всероссийского уровней.
Сегодня в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества имени Александра Матросова» занимаются 2162 обучающихся и 47 дошкольников (на платной основе) в группе комплексных занятий «Умка». Каждому ребёнку в МБУДО ДДТ рады! Узнать о жизни детского и педагогического коллективов каждый желающий может в сети Интернет в группе Вконтакте «Дом детского творчества имени А. Матросова».
Мы уверены, что выбранный нами путь по обновлению и развитию образовательной и воспитательной деятельности нашего учреждения - правильный.
Дополнительное образование детей – это ответ взрослых детям. Суть его в том, что взрослые (поколение со своей культурой, мировоззрением, мировосприятием, жизненным укладом и профессиональным опытом) способны услышать и понять каждого ребенка.
Растущий человек ждёт от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности найти среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Мы в этом убеждены!
Т. Зернова, директор муниципаль-ного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества имени Александра Матросова».