В Концепции долгосрочного развития России до 2020 года в качестве основного социально-экономического фактора рассматривается так называемый «человеческий капитал», при этом следует отметить, что среди многочисленных определений понятия «культура» нередко можно встретить утверждение, что «человек становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в культуре социального опыта».
Историческое просвещение, изучение и сохранение культурного наследия нашей страны составляют тот фундамент, на котором формируется духовно-нравственный облик общества, развивается творческий потенциал нации, воспитываются гражданственность и патриотизм.
Для формирования такого фундамента был разработан новый «Историко-культурный стандарт», вошедший затем в Концепцию учебно-методического комплекса по отечественной истории. Авторы нового стандарта считают, что преподавать историю российским школьникам следует так, чтобы развивать в них чувство патриотизма, гордости за свою страну и межнациональной толерантности. В патриотическом воспитании разработчики стандарта предлагают опираться на примеры массового героизма во время двух войн – Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Для преподавателей истории, таким образом, обозначены цели и ориентиры работы в новых условиях исторического образования. Не менее важной задачей является практическое достижение этих целей. Поэтому основной темой работы городского семинара учителей истории 18 февраля 2016 года была проблема теоретического осмысления и практической реализации Историко-культурного стандарта.
Опытом работы в этом направлении поделились учителя истории и обществознания Лицея № 10. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Алла Леопольдовна Зайцева рассказала о работе Лицея №10 по освоению историко-культурного стандарта в рамках ФГОС.
Мастер – класс провела Инна Николаевна Ботюк. Она поделилась методикой и дидактикой для преподавания истории по новым требованиям историко-культурного стандарта.
Открытый метапредметный урок (история, литература, МХК) провела Ирина Николаевна Барыльникова. Тема Войны 1812 года в истории, живописи, литературе, музыке, кинематографе, скульптуре звучала не только как информация, но и как осмысление значимости, ценности чувства Родины для наших соотечественников.
Учителя истории высоко оценили проделанную работу педагогов лицея по освоению историко-культурного стандарта, формированию ведущих мировоззренческих идей, которые должны лежать в основе концепции исторического образования, – это любовь к своему Отечеству, искание истины, постоянный диалог, а не борьба прошлого и настоящего.
Н.В.Осипова, руководитель городского методического объединения учителей истории и обществознания