Занятия в школах во вторую и третью смену будут отменены не раньше чем через 10 лет. Об этом свидетельствует подготовленная Министерством образования и науки федеральная программа создания новых мест в общеобразовательных организациях до 2025 года. Согласно документу (есть в распоряжении «Известий») министерство планирует перевести все школы на обучение в первую смену к 2025 году. Для этого нужно создать новые учебные места путем реконструкции действующих школ или постройки новых. По оценкам ведомства, на это потребуется порядка 3 трлн рублей, из которых 2,1 трлн рублей планируется выделить из федерального бюджета и 900 млрд рублей — из бюджетов субъектов.
— Необходимость реализации программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования. Для этого должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасность и комфортность условий их осуществления, — поясняют в Минобрнауки. — Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты, снижая доступность качественного образования, возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей. Обучение в три смены прямо не допускается современными санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Программу планируется реализовать в два этапа. Первый — с 2015 до 2020 года. За этот период ведомство планирует к 2018 году полностью ликвидировать третью смену в школах, а к 2021 году начальная школа (1–4 классы) и 10–11 классы перейдут на обучение в одну смену. Во второй период — к 2025 году — ведомство планирует перевести учащихся 5–9 классов также на обучение в одну смену.
По данным Росстата (на 1 января 2014 года), в две и в три смены вели обучение 10,8 тыс. школ (24%). По такой программе обучалось свыше 1,8 млн детей (14% от общей численности учащихся). В 2014/15 учебном году (на 1 января 2015 года) в третью смену обучаются 17,7 тыс. школьников — в основном в Дагестане, Ингушетии, Чеченской Республике. Проблема обучения во вторую и третью смену есть почти в каждом городе России, кроме Санкт-Петербурга, где все школы работают в одну смену.
Организация обучения в несколько смен связана с состоянием многих школ по всей России, которые не соответствуют необходимым требованиям. В 482 школах 633 здания находятся в аварийном состоянии, в 6192 школах 8261 здание требует капитального ремонта, 4896 школ (11%) не имеют всех видов благоустройства, сохраняются здания школ, спроектированные и построенные в середине прошлого века и даже существенно раньше, которые не отвечают требованиям качества школьных инфраструктур, критериям комфорта и безопасности. Кроме того, используются 9146 школьных зданий с уровнем износа 50–70%, 10 683 — свыше 70%
По оценкам ведомства, при существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза увеличится вторая смена, а третья может появиться еще в семи регионах: Краснодарском крае, Ханты-Мансийском округе, республиках Тыва и Северная Осетия, а также в Иркутской, Тюменской и Калининградской областях.
Кроме того, согласно демографическим прогнозам, в перспективе до 2025 года численность учащихся общеобразовательных организаций возрастет на 3,6 млн человек. Прогнозная потребность по вводу мест для обеспечения обучения в общеобразовательных организациях в первую смену составляет около 4,6 млн мест (в городских школах — 3,7 млн мест, в сельских школах — 0,9 млн мест). В связи с этим ведомство предлагает потратить 3 трлн рублей в течение 10 лет, чтобы создать 6,6 млн учебных мест (4,7 млн дополнительных мест для обучения в одну смену и 1,9 млн обустроятся уже в новых школах) путем строительства новых школ или с помощью проведения капитального ремонта имеющихся зданий.
— Проблема со сменами есть, и она очевидна. Понятно, что если ребенок в темноте возвращается домой, то у него восприятие уже иначе формируется, поэтому занятия и организованы стандартно в первой половине дня. В целом здесь вопрос даже не к образованию, а в каждом конкретном случае к отдельно взятому региону, потому что необходимы деньги для расширения и строительства новых помещений, — говорит Заслуженный учитель России Евгений Ямбург.
Сопредседатель межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов отмечает, что конкретных инструментов для ликвидации нехватки мест в школах пока представлено не было.
— Начнем с того, что у нас и утвержденные СанПиНы не жалуют вторую смену, не говоря уж о третьей. Сейчас есть проблема нехватки мест, и ситуация получается двоякая. В регионах закрывают сельские школы и переводят детей в районные центры или города. В Москве объединяют школы, и получаются «мегакомплексы», которыми сложно управлять и в которых сложно работать с педагогической точки зрения. Проблему надо решать, но как и какими средствами, пока непонятно, — считает Демидов.