Наталья Владимировна, экспертиз стало больше. А претензий у учителей по-прежнему много: учебники написаны плохим языком, есть ошибки, содержание не всегда соответствует современным требованиям. Почему?
Наталья Третьяк: Все-таки ошибок, уверяю вас, становится гораздо меньше. Написать хороший учебник для школы - очень трудная задача. Писать просто о сложном могут немногие авторы. Вдобавок школы переходят на новые стандарты, а это значит, что к содержанию книг предъявляются другие требования. В этом году педагогическую и научную экспертизы проводили РАО, РАН, ВШЭ, РАНХиГС, СПбГУ и МГУ. А научную историко-культурную экспертизу - Российское историческое общество (РИО). Общественной экспертизой занимались Российский книжный союз, Русская школьная библиотечная ассоциация и некоммерческое партнерство "Лига образования".
Одновременно шла работа над электронными версиями. В экспертные комиссии отбирали в первую очередь учителей, библиотекарей, членов родительских комитетов. Эксперты рассматривали электронные учебники как потребители: как открывается учебник на электронном носителе, быстро ли идут переходы с одной страницы на другую, есть ли возможность делать заметки и закладки. Затем давали свои замечания и предложения. Так что общество тоже делит ответственность с минобрнауки за качество учебников.
Что ждет учебники, к которым было много замечаний?
Наталья Третьяк: Если учебник не получил положительного результата экспертизы, он исключается из перечня. Если поступают жалобы на учебник, который прошел экспертизы, в минобрнауки их внимательно рассматривают. Допустим, жалоба признана обоснованной, тогда Научно-методический совет направляет такие учебники на повторную экспертизу. Если и она дала отрицательный отзыв, учебник исключается из федерального перечня.
Сколько обычных и электронных учебников находится на экспертизе? Успеют ли школы купить электронные книги до 1 сентября?
Наталья Третьяк: Все учебники, которые находятся в федеральном перечне учебников, должны иметь электронную версию. Сегодня в федеральном перечне 1365 учебников. Из них на 1293 мы получили положительную экспертизу, и еще 20 учебников из Татарстана прошли экспертизу впервые. Все эти учебники сейчас поступили на рассмотрение Научно-методического совета минобрнауки, за которым - окончательное решение. Результаты всех экспертиз учебников по истории России к нам должны поступить до конца апреля.
По информации Российского исторического общества, старые учебники не соответствуют историко-культурному стандарту и поэтому подлежат исключению из федерального перечня.
Надо понимать, что электронная книга - вовсе не обычные сканированные страницы бумажного носителя. Электронная версия учебника должна иметь интерактивное содержание, дополнительные иллюстрации, многое другое. Электронные версии должны работать на большинстве гаджетов с разными операционными системами и различным программным обеспечением. Все российские школы оснащены электронными досками и могут работать с такими учебниками. Подойдут для этого и обычные компьютеры.
Сколько будет стоить электронная книга?
Наталья Третьяк: Стоимость учебников определяет издательство. У минобрнауки нет полномочий регулировать цены, но мы ведем серьезную работу с издательствами и находим понимание с их стороны. Какую версию учебника закупать - обычную или электронную, дело школы. Финансирование школ на закупку учебников меняться не будет.
Почти 10 миллионов школьников должны получить новые учебники истории. Сколько авторов над ними работали? И куда школам девать старые?
Наталья Третьяк: На экспертизе было восемь новых линеек и шесть старых - всего 66 книг пяти издательств. Три линейки одобрены для использованиях в учебных заведениях. Все учебники, приобретенные ранее, могут использоваться учителями до их фактического износа. Еще в прошлом году в школы поступили методические рекомендации, которые позволяют педагогам использовать старые учебники так, чтобы преподавание соответствовало новой концепции.
Получат ли школы, как им обещали, методички с разъяснением преподавания "трудных вопросов"?
Наталья Третьяк: Конечно. Все необходимые материалы в школы уже направлены. С 2013 по 2015 год большая часть учителей истории уже прошла программу профподготовки, разработанную совместно с РАО. Большое количество дополнительных материалов есть на сайте Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Кроме того, сегодня активно развиваются сетевые сообщества, интернет-ресурсы, где преподаватели делятся друг с другом информацией и материалами, методиками. Например "открытый класс", всероссийский интернет-педсовет и другие.
Петровская эпоха вошла в список "трудных вопросов", по которым к 1 сентября для школьных учителей будут готовы 15 брошюр. Фото: PHOTOXPRESS
Андрей Петров, ответственный секретарь Российского исторического общества:
- Перед нами стоят несколько задач: мы должны в ближайшее время разработать программу 11-го класса, дать такие же соответствующие предложения для начальной школы, доработать и синхронизировать линейку учебников по всемирной истории. Все это будет идти так же под эгидой Российского исторического общества при поддержке Министерства образования и науки.
ЕГЭ по истории может быть после 10-го класса
Председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин рассказал "РГ", что во всех регионах должны быть деньги на закупку новых книг: "Новые книги нужны в первую очередь в 6-м классе. Кроме того, есть школы, работающие по линейной схеме преподавания, на которую рассчитаны новые учебники истории. Они уже сейчас могут брать учебники для 10-класса. В целом переход на новые книги будет идти 2-2,5 года". По трудным вопросам подготовлены брошюры для учителей. Первые пять выйдут в мае, а всего таких брошюр будет 15. Есть идея разместить брошюры по трудным вопросам в открытом доступе.
Новые учебники истории заканчиваются 10-м классом. "А школа в 10-м классе не заканчивается, и возникает вопрос: что будут дети делать в 11-м классе? Тут пока есть только предложения, готового решения нет", - поясняет Павел Панкин. По стандарту для старшей школы ученики должны проходить курс "Россия в мире". По идее, "Россия в мире" появится только к 2018 году. Один из вариантов: дать школьникам возможность сдать ЕГЭ по истории после 10-го класса, как сделано сейчас на географии. А потом уже изучать некий общий предмет.
Остались пока без новых учебников коррекционные школы. По словам Александра Чубарьяна, сопредседателя РИО, на экспертизу было представлено восемь "линеек"к с 6-й по 10-й класс. "Среди них была одна линейка для коррекционных школ", - уточнил Чубарьян, но эксперты ее не одобрили. Так что в спецшколах по-прежнему остаются только три рекомендованные минобрнауки книги - учебники "История России" для 7-х, 8-х, 9-х классов.
Российское историческое общество (РИО) подготовило примерную образовательную программу для школ по истории.
С 5-го по 9-й класс на историю выделено 374 часа. С 5-го по 8-й класс история должна быть два раза в неделю, в 9-м и 10-м классах - три раза.
Возможный вариант школьного курса истории России:
5-й класс - история Древнего мира
6-й класс - От Древней Руси к Российскому государству
7-й класс - Россия в ХVI - XVII вв.: от великого княжества к царству
8-й класс - Россия в конце XVII-XVIII вв.: от царства к империи
9-й класс - Российская империя в XIX - начале XX в.
10-й класс - Россия в годы "великих потрясений". 1914-1921 гг. Советское общество в 1920-1930-е гг. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. Российская Федерация в 1991-2012 гг.
11-й класс - История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни).