АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЕЛИКИЕ ЛУКИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
______13.06.2013_____ № ___274/П____
город Великие Луки
Об организации образовательной деятельности
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в 2013-2014 учебном году
В целях организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных и государственных образовательных учреждениях Псковской области в 2013-2014 учебном году, соблюдения принципа единства образовательного пространства на территории Псковской области на основании приказа №713 от 27.05.2013г. Государственного управления образования
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Обеспечить переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 1-х специальных (коррекционных) классов VII вида муниципальных образовательных учреждений г. Великие Луки: МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ №5, МБОУ СОШ №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова, МБОУ СОШ №9.
2. Продолжить введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (за исключением детей с различными формами умственной отсталости) во 2 - 3 классах (обычных и специальных (коррекционных) классах VII вида) муниципальных образовательных учреждений г. Великие Луки, перешедших к освоению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 2011 года.
3. Привести учебные планы специальных (коррекционных) классов VII вида муниципальных образовательных учреждений г. Великие Луки, не перешедших к освоению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствие с приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации».
4. Утвердить методические рекомендации по составлению учебных планов специальных (коррекционных) классов муниципальных образовательных учреждений г. Великие Луки на 2013 - 2014 учебный год (Приложение № 1 к настоящему приказу).
5. Рекомендовать к использованию при организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях г. Великие Луки дневник развития обучающегося, разработанный педагогическим коллективом государственного бюджетного образовательного учреждения Псковской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида» (Приложение № 2 к настоящему приказу).
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Управления образования Т.О. Лозницкая
Приложение № 1
к приказу Управления образования Администрации г. Великие Луки
от «_13_» _июня_ 2013 № _274/П __
Методические рекомендации
по составлению учебных планов специальных (коррекционных) классов муниципальных образовательных учреждений
Псковской области
на 2013 - 2014 учебный год
При формировании учебных планов специальных (коррекционных) классов VII вида на 2013-2014 учебный год муниципальным образовательным учреждениям Псковской области необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
1. Для специальных (коррекционных) классов VII вида, осуществляющих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
1.1. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
1.2. приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (в части сроков освоения основной образовательной программы начального общего образования, организации и проведения коррекционных курсов (технологий), в том числе индивидуально-групповых коррекционных занятий);
1.3. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
2. Для специальных (коррекционных) классов VII вида, осуществляющих реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования:
2.1. приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
2.2. приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (в части сроков освоения основной образовательной программы начального общего образования, организации и проведения коррекционных курсов (технологий), в том числе индивидуально-групповых коррекционных занятий);
2.3. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При формировании учебных планов специальных (коррекционных) классов VIII вида на 2013-2014 учебный год муниципальным образовательным учреждениям Псковской области необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
1. приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (далее – приказ), при этом необходимо рассмотреть возможность введения третьего часа физической культуры за счет переноса одного часа из регионального компонента или компонента образовательного учреждения в федеральный компонент посредством внесения изменений в учебные планы образовательных учреждений (письмо Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России от 13 октября 2011 г. № 19-255). Если в начальных специальных (коррекционных) классах VIII вида муниципальных образовательных учреждений Псковской области занятия по ЛФК проводятся в соответствии с медицинскими показаниями у всего класса, допускается считать третьим уроком физкультуры занятия по ЛФК в данном классе.
Также просим учесть технические ошибки, допущенные в базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант) указанного приказа: учебный предмет «Живой мир» изучается в 1-4 классах, учебный предмет «Природоведение» изучается в 5 классе, с 6-го класса начинается изучение учебного предмета «Естествознание», учебный предмет «Профильный труд» в региональном компоненте учебного плана необходимо отнести к образовательной области «Технология».
2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать, что в утверждённых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования (далее – ФГОС) определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.
В соответствии с ФГОС начального общего образования Программа коррекционной работы должна содержать:
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
При разработке Программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения рекомендуется использовать:
- постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
- письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- единую концепцию специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения (Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.);
- методические рекомендации, разработанные сотрудниками государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» (сайт института) и методические материалы, размещенные на сайтах standart.edu.ru и www.prosv.ru;
- примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
При организации обучения детей с задержкой психического развития для более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия (приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся и проводятся во второй половине дня. Между началом обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия прописываются в учебном плане образовательного учреждения как отдельный раздел учебного плана специальных (коррекционных) классов VII вида образовательного учреждения с указанием особенностей их проведения в пояснительной записке к учебному плану.
На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия на одного обучающегося или группу отводится 15 - 25 мин. учебного времени, в том числе на класс:
Подг. кл. |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
|
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
35 |
Указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2 - 3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Составляется расписание обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Учет индивидуально - групповых коррекционных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку).
Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2 - 4 человек).
Третий час учебного предмета «Физкультура» в 1-4 специальных (коррекционных) классах VII вида допускается проводить интегрировано с учебным предметом «Ритмика», в целях необходимости коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности обучающихся.
По окончании начальных специальных (коррекционных) классов VII вида психолого - медико - педагогическая комиссия (консилиум) образовательного учреждения, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, рассматривает вопрос о его переводе в обычный класс. В случае выявления у обучающегося тяжелой формы задержки психического развития (например, задержки психического развития церебрально - органического генеза) рассматривается вопрос о продолжении обучения в специальном (коррекционном) классе VII вида.
Часть учебного плана специальных (коррекционных) классов VII вида, формируемая участниками образовательного процесса, и (или) региональный компонент и компонент образовательного учреждения предусматривает учебные занятия, способствующие социализации обучающихся и обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, например, на ступени начального общего образования:
- «Русский язык», «ОБЖ - учебный модуль предмета «Окружающий мир», дополнительные занятия по учебному предмету «Технология», Псковское Пушкиноведение - учебный модуль предмета «Литературное чтение» или краеведческий курс «Псковский край: путешествие в века» учебный модуль предмета «Окружающий мир»;
на ступени основного общего образования:
- «Русский язык», «ОБЖ», дополнительные занятия по учебному предмету «Технология», Псковское Пушкиноведение; Краеведение (Природа Псковской области).
При организации обучения детей с умственной отсталостью в целях соблюдения гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки, установленных СанПин 2.4.2.2821-10, допускается проводить коррекционные технологии (приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии») во второй половине дня, при этом между проведением коррекционных технологий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Коррекционные технологии прописываются как отдельный раздел в учебном плане специальных (коррекционных) классов VIII вида образовательного учреждения с указанием особенностей их проведения в пояснительной записке к учебному плану.
При составлении учебных планов рекомендуем использовать модель, состоящую из двух частей: инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть – предметы федерального компонента образования.
Вариативная часть учебного плана – предметы, учебные курсы, дисциплины (модули), содержание которых проектируется на основе учета социокультурной специфики Псковской области (региональный компонент).