УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
П Р И К А З
_____22.01.2014____ № ___43/П___
г. Великие Луки
Об утверждении Положения
о порядке открытия и функционирования
в муниципальных образовательных
учреждениях города Великие Луки,
осуществляющих образовательную
деятельность по основным
общеобразовательным программам,
специальных (коррекционных) классов
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях создания условий для воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, организации коррекционно-развивающего обучения в муниципальных образовательных учреждениях города Великие Луки
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о порядке открытия и функционирования в муниципальных образовательных учреждениях города Великие Луки, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья согласно приложения.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Управления образования Администрации города Великие Луки Н.Г.Лаевскую .
Начальник
управления образования Т.О. Лозницкая
Приложение
к приказу Управления образования
Администрации города Великие Луки
от _22.01.2014 _ № __43/П__
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке открытия и функционирования в муниципальных образовательных учреждениях города Великие Луки, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, специальных (коррекционных) классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
-
Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность специальных (коррекционных) классов – классов коррекционно-развивающего обучения (далее - КРО) для детей с задержкой психического развития в муниципальных образовательных учреждениях города Великие Луки, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", письмом Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами", инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 29.09.1997г. №15/730-2 и Министерства здравоохранения РФ от 24.09.1997г. №2510/7148-97-32 «Разъяснение по вопросу наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VII вида», приказом Государственного управления образования Псковской области от 27.05.2013 № 713 «Об организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ в 2013-2014 учебном году (Методические рекомендации).
1.3. Классы КРО являются формой дифференциации образования, при которой создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Деятельность этих классов строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
2. Цели и задачи создания классов КРО
2.1. Цель организации классов КРО – создание в образовательной организации целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении требований Федерального государственного образовательного стандарта.
2.2. Важнейшей задачей классов КРО является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудовая адаптация.
- Организация и функционирование классов КРО
3.1. Классы КРО могут быть организованы в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких учреждениях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Специальные условия включают в себя наличие специально подготовленных кадров (педагоги, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги), использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Классы КРО открываются приказом Управления образования Администрации города Великие Луки (далее Управление). Направление детей в класс КРО осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. (см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. Основаниями для зачисления детей в классы КРО являются письменное заявление родителей (законных представителей) ребенка (с указанием вида класса), а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) Управления.
3.4. В классы КРО принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации, вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
В образовательном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития.
В указанные классы не подлежат приёму дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептические и шизофренические деменции, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).
3.5. Дети, поступающие в школу из специализированных коррекционных групп муниципальных дошкольных учреждений, зачисляются в классы КРО с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК Управления.
3.6 Классы КРО открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9-го класса включительно. На ступени основного общего образования классы КРО могут быть открыты в дневных школах не позднее 5-х, а в вечерних - 6-7-х классов.
3.7. Образовательный процесс в классах КРО осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ:
– начальное общее образование (нормативный срок освоения 3-5 лет);
– основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет).
Нормативный срок освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с заключением ПМПК Управления.
3.8. При положительной динамике развития, успешном освоении учебной программы, существенном уменьшении или ликвидации нарушений в развитии, обучающиеся из классов КРО переводятся в общеобразовательные классы на основании заключения ПМПК Управления.
3.9. При отсутствии положительной динамики развития в условиях классов КРО, обучающиеся в установленном порядке направляются на областную психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.
3.10. В случае необходимости, обучающиеся из классов КРО могут быть переведены в отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перевод производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии.
3.11. Наполняемость классов КРО не более 15 человек, обучение ведется в первую смену.
3.12. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать факультативные занятия.
3.13. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся.
3.14. Для обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в классах КРО в образовательном учреждении приказом директора создается психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, специалисты, прошедшие специальную подготовку, детский психиатр, учитель-логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данной организации, привлекаются для работы в консилиуме по договору.
В задачи психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации входят:
а) выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика нарушений в развитии и/или состоянии декомпенсации;
б) профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
в) выбор оптимальной для развития обучающегося учебной программы и типа школы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ребенка в указанном классе);
г) выявление резервных возможностей развития ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
д) определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данной образовательной организации возможностей;
е) подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности;
ж) подготовка итогового заключения психолого-медико-педагогического консилиума школы о состоянии здоровья ребенка и уровне освоения им программного материала для представления в ПМПК Управления.
4. Организация образовательного процесса в классах КРО
4.1. Образовательный процесс в классах КРО регламентируется в соответствии с:
- Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования",
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждениях».
4.2. Образовательный процесс в классах КРО осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования.
Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.
4.3. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.
4.4. Образовательная деятельность по адаптированным основным образовательным программам организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательным учреждением.
4.5. Обучение организуется как по специальным учебникам для специальных (коррекционных) классов, так и по учебникам для массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и руководством образовательного учреждения.
4.5. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.
4.6. Для обучающихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Продолжительность таких занятий 15-25 минут, наполняемость групп не превышает 2-3 человек. Для воспитанников с задержкой психического развития количество учебных часов в неделю не должно превышать:
- в 1-2 классах - 22 часа в неделю, в 3-4 классах – 24 часа в неделю;
- для 5-9 классов учебная нагрузка не должна превышать учебную нагрузку в общеобразовательных классах.
Образовательную нагрузку распределяют равномерно в течение учебной недели.
4.7. Для реабилитационных целей, в связи с имеющейся у обучающихся в классах КРО детей патологией наряду с общеобразовательным компонентом, используется коррекционный компонент.
Между образовательным и коррекционным компонентами продолжительность перемены должна составлять не менее 30 минут.
Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
4.8. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 2-4 человек.
4.9. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на две группы, начиная с 5-го класса.
4.10.Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подготовку для индивидуально-трудовой деятельности.
4.11. Итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации для выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации.
4.12. Обучающиеся классов КРО, успешно освоившие курс основного общего образования, в соответствии с пунктами 4,6 ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получают документ государственного образца о соответствующем уровне образования.
5. Кадровое, материально-техническое и финансовое
обеспечение классов КРО
5.1.Образовательный процесс в учреждении с классами КРО осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую подготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения, а также специалистами: педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог в соответствии с действующими нормативами.
5.2. При наличии в образовательном учреждении пяти и более классов КРО может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительных ставок специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога и др.
5.3. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения может вводиться должность учителя-логопеда из расчета одной штатной единицы на 15-20 человек с нарушениями речи, обучающихся в классах КРО.
5.4. В случае необходимости для работы с обучающимися в классах КРО привлекаются специалисты (врач-психоневролог и другие специалисты), не работающие в данной образовательной организации, по договору.
5.5. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут привлекаться учителя. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом.
5.6.Для работы классов КРО оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
6. Управление работой классов КРО
6.1. Руководитель образовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для работы классов КРО, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за комплектование.
6.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу психолого-медико-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы классов КРО, анализирует результаты обучения.
6.3. Работающие в классах КРО учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательной программы, совместно с психологом заполняют на них карты развития.