ДОКЛАД НА АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 2011 ГОДА.
Создание условий в системе образования города Великие Луки для получения качественного образования
И.Бушенкова, начальник Управления образования.
Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.
Я. Корчак
Августовская педагогическая конференция – хорошая возможность обсудить стартовый потенциал нового учебного года, поднять вопросы, волнующие педагогическую общественность, обсудить проблемы нашей совместной деятельности в решении задач модернизации образования, которые в последнее время все больше требуют от нас инновационных идей, нестандартных решений. Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Общество проявляет активную заинтересованность в будущем образования, которое сегодня уверенно движется по пути развития и решает не только задачи качества и эффективности, но и задачи инновационного развития экономики.
Самыми крупными, самыми перспективными для судеб образования встали перед нами: обсуждение проекта федерального Закона РФ «Об образовании», приоритетный национальный проект «Образование», образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты, новая система оплаты труда, отработка новой формы аттестации педагогических работников, совершенствование правового положения учреждений.
На государственном уровне перед нашей отраслью поставлена масштабная цель - привести образование к системным изменениям, повысить его качество, подготовить к жизни конкурентоспособную личность.
В настоящее время система образования г. Великие Луки переживает динамичный этап развития: идет обновление структуры образовательных учреждений, содержания образования, принципов финансирования, системы управления.
Система образования города состоит из 47 образовательных учреждений: 26 учреждений дошкольного образования, 16 учреждений общего образования, 5 учреждений дополнительного образования.
Все эти учреждения объединены в единую систему – модель, обеспечивающую доступное, качественное образование города Великие Луки, модель, созидающую, творящую, гарантирующую успех: ученика, педагога, руководителя.
Проекты.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить далёкую и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Проекты важны и те, которые проводятся однократно, и те, которые переходят в регулярный режим.
В системе работы образования г. Великие Луки на протяжении многих лет отрабатывались и показали свою жизнеспособность многие проекты: «День Великолукского образования», «Встречи на Ловати», «Педагогический марафон», «Информационные технологии в жизни великолукского образования», «Месседж», «Социальный мониторинг» и многие другие.
Образование сегодня не должно отставать от других сфер жизни, ведь школы воспитывают людей, которым предстоит жить в обществе будущего. А представить завтрашний день без компьютеров, интернета и других технических средств нового века уже невозможно, поэтому вполне логичным продолжением будет включение таких актуальных и востребованных сегодня проектов, как «Электронная очередь в детский сад», «Электронный дневник и журнал», первые шаги по реализации которых уже предприняты в конце прошлого учебного года.
Дошкольное образование.
Фундамент образования – детский сад. Основные направления развития системы дошкольного образования в городе определялись муниципальной долгосрочной целевой программой «Развитие системы дошкольного образования в г.Великие Луки на 2010-2014 годы», направленной на реализацию принципа общедоступности и обеспечения качественного дошкольного образования.
В городе создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семей.
В современной практике дошкольных образовательных учреждений города используются комплексные программы «Радуга», «Детство», «Сообщество», «Школа 2100», «Детский сад – Дом радости», «Программа воспитания и обучения в детском саду», педагогическая система Монтессори, Вальдорфский детский сад, парциальные программы, региональные и авторские программы, технологии, методики, которые определяют приоритетные направления работы дошкольных учреждений.
Большинство дошкольных учреждений в городе работают с осуществлением приоритетного направления воспитательно-образовательной деятельности, создаются необходимые условия для реализации выбранных приоритетов: физическое развитие (ДОУ № 3,5,11,17,19,26), художественно-эстетическое (ДОУ № 1,4,7,9), социально-личностное (ДОУ № 8,13,20,21), познавательно-речевое (ДОУ№14,17,22,23,24).
Система дошкольного образования города обладает достаточным инновационным потенциалом: в дошкольных образовательных учреждениях Великих Лук функционируют экспериментальные площадки разного уровня, 34% детских садов от общего их количества работают в инновационном режиме.
Создана и функционирует достаточно развитая и дифференцированная сеть специализированных групп профилактики и коррекции различных отклонений в физическом и психическом здоровье дошкольников: логопедических, оздоровительных, для детей с тубинтоксикацией, аллергопатологией, неврологической патологией, со сниженным зрением, с нарушениями в познавательном развитии.
В целях ликвидации проблемы обеспечения граждан местами в ДОУ приоритетным направлением деятельности стало обеспечение доступности дошкольного образования через наращивание мощности сети муниципальных дошкольных учреждений, а также дальнейшее развитие альтернативных форм дошкольного образования. Администрацией города были приняты следующие меры:
- открыты дополнительные группы в существующих детских садах за счёт рационального использования помещений и введено дополнительно 200 мест.
- возвращено 2 здания бывших детских садов к профильному использованию: ул.Л.Чайкиной, д.14 – 80 мест;
ул.3-ей Ударной Армии – 220 мест.
- реконструировано помещений под дошкольные отделения при общеобразовательных школах – 210 мест.
Сегодня ведутся работы по открытию 1 дополнительной группы в МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №17» за счёт реконструкции помещения, находящего в непосредственной территориальной близости от детского сада, на 15 мест (ясельная группа). Будут открыты предшкольные отделения в МОУ «Педагогический лицей» - 25 мест, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» - 50 мест, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» - 20 мест. За счёт переоборудования спортивного зала 1 дополнительная группа открывается в МДОУ «Детский сад №23» - 25 мест.
Большое внимание уделялось дальнейшему развитию альтернативных форм дошкольного образования: в детских садах открываются и функционируют группы кратковременного пребывания. Принятые меры позволили увеличить охват дошкольными образовательными услугами с 81% до 85% по сравнению с прошлым учебным годом.
Сегодня, планируя работу на новый учебный год, необходимо очень серьёзно учитывать те изменения в дошкольном образовании, которые фиксируют современные ученые (источник: Фельдштейн Д.И. «Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития», 2010 год.)
• Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
• Снижение энергичности детей при возросшем эмоциональном дискомфорте;
• Снижение уровня включённости дошкольников в сюжетно – ролевую игру;
• Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, что с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.
• Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что говорит о несформированности определенных мозговых структур, ответственных за формирование общей произвольности.
• Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты;
• Приобщение детей к телеэкрану, появляется так называемая «Экранная зависимость».
• Рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности.
Всё это необходимо учитывать при планировании работы и в начальной школе общеобразовательных учреждений, мы не можем игнорировать тот факт, что нынешние дети позднее своих сверстников проходят ростовые скачки или кризисные периоды развития. Так, первый скачек, называемый предростовым спуртом, в наши дни приходится не на старший дошкольный возраст 6 -6, 5 лет, как 30 лет назад, а на 7-8 лет. Следовательно, в 1 и во 2 классах школы учебный материал необходимо подавать в игровой форме.
Общее образование.
В системе общего образования созданы условия для обеспечения конституционных прав горожан на получение обязательного бесплатного общего образования независимо от социального статуса и места проживания детей. Этому способствует развитая сеть образовательных учреждений. Сегодня она разнообразна и позволяет удовлетворять потребности населения в образовательных услугах в полной мере. В 2010-2011 учебном году в городе проводилась работа по совершенствованию комплекса мер, направленных на обеспечение государственных гарантий доступности качественного общего образования.
С 1 сентября 2010 года начато опережающее введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на базе МОУ «Педагогический лицей», «Лицей №10», «Лицей №11» работали площадки по апробации ФГОС; во всех образовательных учреждениях проводилась работа по подготовке к переходу на Федеральный государственный стандарт второго поколения на ступени начального общего образования.
Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.
В образовательных учреждениях ведётся систематическая работа по выявлению и поддержке одарённых детей, созданию благоприятных условий для успешной самореализации учащихся через дифференциацию и профилизацию образовательного процесса, обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов. В школах организована деятельность ученических научных обществ, факультативов, спецкурсов, элективных курсов, факультетов довузовской подготовки. Результатом такой работы стали ежегодные победы великолукских школьников на олимпиадах, конкурсах, научно - практических конференциях и научных форумах различных уровней.
12 призовых мест завоевали учащиеся общеобразовательных учреждений города на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Результативно выступили участники олимпиады по таким предметам как химия (школа №7, гимназия), обществознание (гимназия), русский язык (школа №6), литература (гимназия), МХК (гимназия), технология (школа №5), ОБЖ (школа №1), физическая культура (школа №12, школа №2).
13 учащихся общеобразовательных учреждений города приняли участие в XVI научно - практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее». По итогам конференции работы 8 участников были отмечены дипломами (лицей №10, лицей №11, гимназия, школа №5).
Победители конференции - Самусевич Андрей (лицей №10), и Новикова Юлия, (школа №5), в составе делегации Псковской области представляли город во Всероссийском форуме научной молодёжи «Шаг в будущее» в Москве. По итогам участия Новикова Юлия была награждена двумя дипломами II степени.
Дипломанты конференции, обучающиеся школы №5, гимназии и лицея №11 получили рекомендации принять участие в XXVI Всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» в Обнинске. Все они показали высокие результаты. Звание лауреатов I степени получили: Белюков Константин (гимназия), Шершнёва Елена и Зайцева Екатерина (школа №5). Лауреатами II степени стали Кравченко Екатерина (школа №5) и Ростов Артём (лицей №11).
Дипломом победителя Всероссийского конкурса научно – исследовательских работ среди учащихся и студенческой молодёжи «Юность. Наука. Культура» награждена Андриянова Жанна, учащаяся школы №5.
Ежегодно учащиеся 6 - 8 классов успешно выступают в областном конкурсе «Юные дарования». В этом году призёрами конкурса стали учащиеся школы №7 (русский язык), №9 (география), гимназии (математика, русский язык), лицея №10 (химия).
Надеемся, что результаты в следующем году будут еще лучше, так как начнется отработка муниципальной целевой программы «Одаренные дети».
Тем не менее, мы наблюдаем серьёзные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества по сравнению не только с серединой 90 – х. годов, но и началом нового столетия, о которых необходимо говорить и учитывать при планировании работы. Так, с 2007 года на первый план выдвигаются интеллектуальные (первое место), волевые (второе место) и соматические (третье место) ценностные ориентации. Образованность в понимании детей, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижений, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей. А чуткость, терпимость, умение сопереживать – занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается явная негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников.
Сегодня необходимо искать новые резервы перестройки учебного процесса, моделирования в нем творческих ситуаций, не зацикливаясь только на классно- урочной системе, необходимо вести поиск новых индивидуальных и коллективных форм обучения, мобилизующих возможности, ставящих ребёнка в ответственную позицию, определяя пути развития в каждом растущем человеке возможности воспринимать мир во всех его проявлениях, стимулируя сотворчество педагогов и учащихся.
Государственная итоговая аттестация.
Одним из основных показателей успешности функционирования образовательной системы является независимая оценка качества обучения, к которой мы относим РКМ и ЕГЭ. Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Муниципальные общеобразовательные учреждения четвертый год участвуют в региональной системе мониторинга оценки качества образования. Результаты мониторинга 2010, 2011 гг. свидетельствуют о положительной динамике уровня обученности участников РКМ по городу Великие Луки. Средний балл обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений выше среднеобластных показателей:
в 2010г. - по 5-ти предметам из 9:
в 2011г. – по всем 7-ми предметам. Результативность по среднему баллу позволяет распределить общеобразовательные учреждения в рейтинге по позициям: наиболее высокие баллы в 2010 и 2011гг. продемонстрировали учащиеся МОУ «Гимназия» им. С.В.Ковалевской, «Средняя общеобразовательная школа №12», «Средняя общеобразовательная школа №13», «Средняя общеобразовательная школа №5», «Средняя общеобразовательная школа №7». Результаты внешней оценки качества учебных достижений обучающихся школ города свидетельствуют о достаточно высоких показателях большинства муниципальных общеобразовательных учреждений.
Единый государственный экзамен представляет собой важнейший элемент независимой системы оценки качества образования, позволяющий определить уровень подготовки выпускников.
Мониторинг результатов ЕГЭ 2011 года свидетельствует в целом о достаточно высоком уровне успеваемости, качества знаний и среднего балла выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, кроме того, отмечается определенный рост данных показателей по сравнению с результатами ЕГЭ 2010 года. Анализ результатов показывает, что подавляющее большинство выпускников справились с большинством базовых заданий по общеобразовательным программам, по которым проводились ЕГЭ.
Особое внимание необходимо уделить выпускникам, имеющим самые высокие баллы («100-балльники»). В области – 13 стобалльных результатов, 5 из них получили выпускники Великих Лук, в прошлом году в городе не было стобалльников, в 2009 году – только 2 100-балльных результата. Выпускников, получивших 100-балльные результаты по разным дисциплинам, подготовили следующие образовательные учреждения:
МОУ «Гимназия» по литературе, и 2 человека по химии; МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» по русскому языку; МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» по химии. Средние показатели по городу по таким предметам, как русский язык, математика, биология, обществознание, литература, французский язык соответствуют среднеобластным показателям, а по химии и истории значительно превосходят и среднеобластной показатель и результаты прошлого года. К сожалению, результаты ЕГЭ по информатике, физике, географии, английскому и немецкому языку ниже среднеобластных.
Вместе с тем, по сравнению с прошлым годом средний балл у выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений вырос практически по всем предметам: математика, обществознание, география, английский и французский языки, химия, история. Русский язык, физика, биология и литература - на уровне прошлого года. Значительно увеличилось количество выпускников, набравших 90 баллов и выше - 27 выпускников в 2011г, (2010г.- 4 человека, 2009г.- 8 человек).
Снижение среднего балла по сравнению с прошлым годом наблюдается только по информатике и немецкому языку. Из предметов по выбору самыми сложными оказались информатика (не справились 9,1% экзаменуемых), биология (6,25%), физика (3,4%) и обществознание (2,63%).
На протяжении последних лет стабильно высокие показатели на ЕГЭ показывают учащиеся МОУ «Гимназия» имени С.В.Ковалевской, МОУ «Средняя общеобразовательная школа 12» имени маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13». Стоит обратить внимание на привлечение дополнительных средств по улучшению своих позиций в учебной деятельности МОУ «Центр образования", МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», а также по русскому языку в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», по математике в МОУ «Кадетская школа».
Хороший, в целом, результат сдачи ЕГЭ в 2011 году и устойчивая положительная динамика с 2002 г. позволяют говорить о целенаправленной подготовке образовательных учреждений к итоговой аттестации, что само по себе характеризует качество образовательного процесса и позволяет надеяться на достижение более высоких результатов.
Успешно завершилась государственная итоговая аттестация для обучающихся 9 классов. Четвертый год на территории города Великие Луки осуществляется апробации новой модели государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы общего образования. В сравнении с предыдущими годами показатели успеваемости остаются стабильными.
Педагоги.
Условием качества образования, обеспечиваемого образовательным учреждением, является высокий образовательный уровень и квалификационные характеристики состава педагогических работников.
Муниципальная образовательная система располагает достаточным профессиональным уровнем квалифицированных кадров.
- в общеобразовательных учреждениях 49%:(всего 738, высшая категория - 361);
- в дошкольных образовательных учреждениях 17%; всего 106
- в учреждениях дополнительного образования 39% (всего170, высшая категория - 66).
По количеству учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, лидируют: лицей №11 - 46, лицей №10 – 32, школа №2 – 31, школа №6 – 30, ДДТ им. Матросова – 26, МДОУ 17 – 30 человек
Совершенствование системы повышения квалификации педагогов является одним из ведущих направлений деятельности Управления образования.
По итогам этого учебного года - 754 (80%) педагога образовательных учреждений города прошли различную курсовую подготовку. Из них: в городе - на базе сетевых центров повышения квалификации - 359 чел., на педагогическом марафоне учебных предметов – 274 чел., в ПОИПКРО (в соответствии с договором на учебно-методическое обслуживание) - 75 чел., в других ведущих НМЦ Москвы, Санкт - Петербурга - 46 чел.
Третий год реализуется проект, нацеленный на повышение квалификации педагогов города Великие луки, с приглашением учёных, педагогов и ведущих специалистов различных научно-методических центров Москвы - Педагогический марафон учебных предметов. В этом году Марафон получил статус Международного и проводился по 7-ми направлениям. Гостями города в эти дни стали педагоги русскоязычных школ Латвии, Литвы, Беларуси, Эстонии.
Инновационным направлением в организации и поддержке дистанционного обучения продолжает оставаться проведение ВКС (видеоконференций) на базе ресурсного центра лицея №11 - активного участника межрегионального проекта «Гимназический союз России».
В Законе «Об образовании» указано, что ответственность за уровень квалификации педагогических кадров несет руководитель образовательного учреждения. На наш взгляд, именно в школе необходимо создать условия для роста профессионального мастерства педагога, что позволит оперативно удовлетворять потребности и школы и учителя. Одним из вариантов мы видим организацию сетевых школ, на базе которых возможно проводить обучение педагогов конкретной школы и соседних учебных заведений, такой подход поддержан Национальным проектом «Образование» и является тенденцией развития образования во многих странах, проходит интенсивную апробацию на территории города Великие Луки при поддержке и под руководством ПОИПКРО. Сетевыми центрами являются школа №2, гимназия, педагогический лицей, школа №7, лицей №11, школа №13, школа №12, лицей №10, Дом детского творчества.
На высоком уровне прошли городские и областные семинары учителей: начальных классов (лицей №10, лицей №11) учителей русского языка и литературы (педагогический лицей), учителей математики (школа №16), учителей физики (школа №13, кадетская школа), учителей биологии (школа №2, школа №13), учителей химии (школа №7), учителей информатики и ИКТ (школа №1,школа №2), (учителей истории и обществознания (школа №1, лицей №10), учителей английского языка (педагогический лицей), учителей музыки (лицей №11), учителей физической культуры (школа №9, школа №6), преподавателей – организаторов ОБЖ (школа №6, кадетская школа), учителей технологии (педагогический лицей), педагогов – психологов (школа №2, лицей №10), социальных педагогов (педагогический лицей), заведующих школьными библиотеками (педагогический лицей), заместителей директоров по воспитательной работе (кадетская школа), руководителей общеобразовательных учреждений (кадетская школа, школа №5, педагогический лицей). В городе много талантливых педагогов, которые обладают ярко выраженной профессиональной позицией, работают интересно, результативно, педагогический опыт которых уникален. Творческие лаборатории таких учителей открыты для всех. В этом году состоялись мастер-классы: учителя биологии школы №13 Бовдуй Татьяны В.ладимировны, учителей химии Ершовой Ольги Васильевны (школа №13), Основской Галины Сергеевны, (школа №7), учителей русского языка и литературы Котыновой Елены Юрьевны (педагогический лицей), Рябизовой Ольги Владимировны (лицей №11) и Ершовой Елены Петровны (школа №5), учителя английского языка Седининой Елены Васильевны (педагогический лицей), учителя истории и обществознания Барыльниковой Ирины Николаевны (лицей №10), Осиповой Надежды Васильевны (школа №1), Кулаковой Татьяны Николаевны (школа №5), Матвеевой Галины Владимировны (школа №9), учителей математики Михайловой Ольги Геннадьевны и Синельниковой Елены Валентиновны (школа №13), учителя физики Лебедева Владимира Владимировича (школа №13), учителей информатики и ИКТ Атановой Анны Викторовны (школа №6) и Филинова Андрея Николаевича (гимназия), учителя технологии Замятиной Елены Олеговны (педагогический лицей).
Одно из требований времени – повышение открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам общества. Принцип открытости воспринимается нами как обязательное условие развития и дополнительная возможность повышения квалификации, имеется уникальная возможность посмотреть на себя со стороны. Образование города Великие Луки всегда открыто для новых идей и проектов и готово поделиться с теми, кому интересен наш опыт. Плодотворно была организована работа выездного семинара руководителей муниципальных образовательных учреждений по вопросам совершенствования финансово- экономических механизмов и внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений с участием специалистов, учёных ФИРО и АПК и ППРО (Москва).
На базе лицея №10 и кадетской школы состоялся межмуниципальный семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений городов Великие Луки и Пскова, на котором был освещён опыт работы образовательных учреждений города Великие Луки по теме «Содержание и методическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений города Великие Луки».
Поддержка личностной позиции педагога в профессиональной деятельности, стимулирование творческого мышления и методических инициатив, поощрение результативности педагогического труда - являются важными условиями для стремления учителя к постоянному профессиональному самосовершенствованию и росту.
В рамках конкурса «Лучшие учителя» приоритетного национального проекта «Образование» за высокие достижения в педагогической деятельности и общественное признание в этом году из средств регионального бюджета поощрена Панфилова Ольга Романовна, учитель экономики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2».
Муниципальной общественной награды «Просветитель» удостоены Котынова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Педагогический лицей», Яровой Александр Петрович, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества им. А.Матросова», Белоус Анна Викторовна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №3».
Особым стимулирующим фактором повышения творческой активности учителей в достижении качества образования является участие в конкурсах педагогического мастерства. В этом году конкурс проводился, как всегда, по известным номинациям. Звание «Учитель года - 2011» присвоено Семёновой Светлане Викторовне, учителю начальных классов школы №12. Среди дошкольных образовательных учреждений стала победителем не только городского, но и областного конкурса хореограф Овсянкина Анастасия Александровна - МДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида».
Позитивный опыт работы педагогов находит распространение на региональных и Всероссийских конференциях, семинарах. Учителя математики приняли участие в работе областной педагогической ассамблеи учителей математики, на которой педагогами были представлены образовательные проекты (по разным номинациям) в области обучения математике. Победителями в номинациях «Инновационная работа в школе» и «Исследовательская работа по математике» стали учителя школы №6 и школы №13. Делегация педагогов общеобразовательных учреждений города (школа «№2, педагогический лицей, школа №5, школа №6, школа №7, лицей №10, лицей №11, школа №12, школа №13) представила опыт успешной инновационной деятельности на различных предметных секциях областной научно - практической конференции «Учиться и учить по-новому: инновационное измерение». Город Великие Луки на Всероссийском съезде учителей математики (МГУ) и Всероссийском съезде учителей истории и обществознания (РАН) в Москве представляли Козлов Сергей Дмитриевич, директор гимназии им. С.В.Ковалевской, Заслуженный учитель России, и Осипова Надежда Васильевна, руководитель городского методического объединения учителей истории и обществознания.
С каждым годом увеличивается количество педагогов, которые стремятся представить свой опыт на страницах известных журналов, что является безусловным индикатором повышения и мастерства, и компетентности всего педагогического сообщества города. В этом году публикации прошли: в приложениях к газете « Первое сентября» («Химия» (школа №7), «Математика» (гимназия), «Литература» (лицей №11), в журналах «Народное образование» (педагогический лицей), «Методист» (лицей №11), «Практический журнал для учителя и администрации школы» (школа №2, педагогический лицей, лицей №11, школа №5, ДДТ им. А.Матросова), «Заместитель директора по воспитательной работе» (лицей №10), «Классное руководство и воспитание школьников» (школа №6), «География в школе» (школа №1), «Физкультура в школе» (педагогический лицей, школа №13, школа №5), «Одарённый ребёнок», «Детское творчество», «Юный краевед» (школа №5), «Солдаты России» (кадетская школа), «Вопросы интернет образования» (школа №6), «Учительская газета» (школа №7, кадетская школа),
Растёт количество Интернет-публикаций педагогов Великих Лук на страницах различных образовательных сайтов и порталов, в том числе и на нашем портале «Великолукское образование». О качестве данных материалов, количестве цитируемости, интересе педагогической общественности к ним говорит тот факт, что с каждым годом растёт число посетителей страниц с методическими материалами и, в целом, всего портала «Великолукское образование»: ещё три года назад его посещали в среднем 500 пользователей в сутки, сегодня эта цифра выросла до 3000 и более.
Для обеспечения нового качества образования следует обратить внимание на непрерывную систему педагогического образования, на систему непрерывного, своевременного повышения квалификации работников.
Анализ складывающейся ситуации по наличию педагогических кадров свидетельствует о том, что среднесрочной перспективе ожидается увеличение потребности в кадрах. Отсутствие дефицита педагогических работников в настоящее время во многом связано со значительным количеством работающих пенсионеров. Более половины учителей имеет стаж свыше 20 лет, а число молодых специалистов со стажем до 5 лет чуть больше 13%. И анализ статистических данных и мониторинговых исследований по стажу и возрасту педагогических работников показывает, что в муниципальной системе образования наблюдается тенденция старения кадров: средний возраст педагогов и руководителей составляет 42 г.
Руководителям образовательных учреждений необходимо работать по трем направлениям:
1. Привлечение и закрепление молодых специалистов, обеспечение их профессионального роста;
2. Обеспечение возможности для творческой работы среднего поколения;
3. Создание необходимых условий для продления творческой активности старшего поколения и передачи ими опыта молодежи.
Администрация города Великие Луки оценивает сегодняшнюю ситуацию и как следствие предполагается реализация долгосрочной целевой программы «Педагогические кадры г. Великие Луки».
ФЗ 83
Внедрение рыночных отношений в образовательное пространство привело к появлению в системе образования таких понятий, как «рынок образовательных услуг», «конкурентоспособность», «клиент» и т.д., характеризующих социально-экономические отношения участников образовательного процесса. Перестройка массового сознания происходит медленнее, чем внедрение рыночных отношений, поэтому данные процессы порождают проблемы не экономического, а социального характера. Переход на рыночную экономику привел к радикальному изменению горизонтальных и вертикальных связей, существовавших в образовательной системе. В настоящее время требуются новые подходы к организационному, экономическому, педагогическому, методическому и технологическому переоснащению образования. Поэтому возникла потребность в принципиально новых формах функционирования образовательной системы, в проектировании стратегии развития образования, основанной на социально-экономических особенностях региона, в котором находится образовательное учреждение. Со следующего 2012 года два учреждения системы образования перейдут в разряд автономных (11 лицей и спортивная школа №2), два МДОУ останутся казёнными (2, 11), остальные учреждения будут отрабатывать новую организационно-правовую форму бюджетных учреждений.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа в муниципальных учреждениях города Великие Луки в прошедшем учебном году была направлена на поддержание и укрепление традиций, существующих в городе, совершенствование педагогического мастерства классного руководителя, повышения роли ученического самоуправления, активизацию деятельности каждого ребенка в детском коллективе.
Ключевыми мероприятиями года стали мероприятия, проводимые в рамках Года юного патриота – тематического 2011 года Великолукского образования.
Гражданско-патриотическое воспитание, формирование правовых, культурных и нравственных ценностей, пропаганда здорового образа жизни, развитие массового спорта, вовлечение учащихся в социальную практику, поддержка инициативных и талантливых детей, интеллектуальное развитие – направления, которые стали неотъемлемой частью воспитательной работы в городе.
Стоит отметить, что благодаря системной работе по совершенствованию воспитательной деятельности в учреждениях образования города реализуется обновление содержания и организации патриотического и гражданского воспитания. Даже такое значимое, востребованное, ставшее уже традиционным, мероприятие, как «Ученик года», в этом году было посвящено Году юного патриота и подводило итоги участия самых активных наших учеников в проектах Международного, Всероссийского, регионального и муниципального уровней, демонстрируя достижения, успехи, гражданскую позицию юных великолучан. В Интернет-туре конкурса приняли участие 17 учащихся почти из всех общеобразовательных учреждений (не участвовали школы №6, 17, лицей №11). В финал конкурса вышли 5 учащихся. Победителем стал Самусевич Андрей (лицей №10), победителями в номинациях: «Лидер» - Тодуа Дмитрий (школа №1), «Интеллектуал» – Шарыгина Виктория (педагогический лицей), «Достижение» - Якименко Алла (школа №9), «Традиция» - Андросович Ульяна (школа №5).
Важно отметить плодотворную деятельность в этом направлении детских общественных объединений «Лучики», «Лучане», «Дружба», городской ассоциации старшеклассников «Класс», деятельностью которых руководит Дом детского творчества им. А.Матросова.
Нельзя не сказать о таких важных мероприятиях, как патриотические акции «Обелиск у дороги», «Ветеран живёт рядом», «Вахта памяти», краеведческой конференции «Вы город мой, конечно, знаете», слёте краеведов «Юные граждане Великих Лук», фестивале интеллектуальных игр «Встречи на Ловати» и многих других, ставших ведущими в Год юного патриота. Особо хочется отметить деятельность в этом направлении лицея №10, школы №12, школы №6, лицея №11, школа №16, школа №13. Уверены, что развитие, совершенствование данного направления воспитательной деятельности обязательно принесёт свои плоды в виде будущих настоящих патриотов города Великие Луки.
Итоговым, ключевым мероприятием Года юного патриота города Воинской славы стал День Великолукского образования - праздник детства, объединивший талант, мастерство, творчество, достижения юных граждан Великих Лук и их педагогов. Ярко, активно, творчески отнеслись все без исключения образовательные учреждения к проведению данного мероприятия. Публикации о Дне Великолукского образования прошли на федеральном уровне.
Следующий тематический 2012 год будет объявлен Годом детской книги.
Дополнительное образование.
В концепции модернизации российской системы образования определены возможность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей реализуется в нашем городе через деятельность учреждений дополнительного образования: четыре спортивные школы, дом детского творчества, центр технического творчества. Отлаженная системная работа учреждений дополнительного образования играет существенную важную роль в мотивации детей к образованию. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и ОУ, способной оперативно дать конкретный образовательный результат. Деятельность Дома детского творчества им. А.Матросова, Центра детского технического творчества, спортивные школы находятся на новом витке своего развития. Мероприятия, занятия в кружках, клубах, секциях направлены на расширения возможностей образовательных стандартов: великолукские дети увлекаются музыкой, хореографией, живописью, прикладными видами творчества, техническим моделированием, спортом. Всё большей востребованностью пользуются занятия компьютерным дизайном, программированием, графикой. Активизируется взаимодействие учреждений дополнительного образования и школы с целью сохранения единого образовательного пространства. Ярким примером такого взаимодействия является сотрудничество Дома детского творчества им. А.Матросова с МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» и носит характер экспериментальной деятельности.
Эксперимент. В тесном сотрудничестве с домом творчества школа развивает дополнительное образование, внеурочную деятельность по программе «Адаптация модели "Толстовская школа" к условиям учебно-воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения"». Высокие результаты данного эксперимента позволили этим учреждениям в июне этого года получить высокую оценку областного экспертного совета и приобрести статус областных экспериментальных площадок. На экспертном совете с отчётом об областном эксперименте выступали ещё 2 наших учреждения: школа №9 и школа №1. С рекомендациями продолжить работу в рамках экспериментов, поскольку результаты являются значимым для учреждений области.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» отрабатывает модель «Школа здоровья». В школе создана система мониторинга состояния здоровья учащихся, их двигательной активности. Сформирована здоровьесберегающая среда.
Учреждение добилось снижения заболеваемости учащихся, увеличения их двигательной активности, как результат - повышения качества знаний.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» - отрабатывала модель сотрудничества школы и ВУЗа в вопросах профориентации молодёжи и постановки физического воспитания. Кроме того, именно в этой школе действует единственный пока в городе Библитечно-информационный центр, отвечающий современным требованиям функционирования школьной библиотеки.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» работает над апробацией модели Социокультурного центра - образовательной организации, представляющей собой интеграцию образовательной школы и учреждений дополнительного образования; реализующей программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования и обладающей разветвлённой сетью внеклассных занятий в системе школы, а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии.
МОУ «Лицей№11» - областная экспериментальная площадка Областная экспериментальная площадка «Построение и реализация модели обучения на основе индивидуальных учебных планов в школе III ступени», Пилотная школа в рамках Всероссийского проекта «Гимназический союз России» в рамках ПНПО «Образование».
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» - областная экспериментальная площадка по теме «Межшкольное сетевое взаимодействие как фактор развития ИКТ-компетентности».
В рамках эксперимента работают и дошкольные образовательные учреждения города: МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3» «Росинка» - экспериментальная площадка «Формирование и развитие единого социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей». МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №17» - областная экспериментальная площадка «Моделирование системы оценки качества образования в ДОУ».
Новизна тех изменений, которые общество, субъекты образования разных уровней осуществляют, относительна: прослеживается явная преемственность с тем, что уже было ранее, хотя, конечно, переосмысленное с современных позиций. Анализ хода инноваций показывает их цикличный, колебательный, спиралевидный характер. Инновационный процесс развивается по диалектической спирали, начиная с первого этапа, но на другом качественном уровне.
Нами выделены следующие причины медленного развития инновационных процессов в образовательном пространстве города: отсутствуют методологическая основа разработки и внедрения инноваций, опыт экспертной оценки образовательных инноваций на муниципальном уровне, недостаточное развитие материально-технической базы для внедрения инноваций, а также недостаточное внимание со стороны общества к инновациям.
Работа с родителями.
Одной из главных задач педагогов и ОУ является сотрудничество и расширение поля позитивного общения, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей. Формы трудовой деятельности: ремонт и покраска кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, которые наиболее ярко в этом году проявились при подготовке к сдаче гимназии. Формы досуга: совместные праздники, туристические походы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники, игровые и семейные конкурсы, выставки семейных фотографий, спортивные соревнования. Это направление очень важно сегодня, так как сегодня мы отмечем низкий уровень родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой жизни ребёнка, его режима. Причем значительное число нынешних родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной деятельности переносят на ребёнка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадёжности. Возникает своего рода наследование опыта семейных неудач и родительской неэффективности. А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе. В итоге сегодня - дети, которые не хотят взрослеть. У них формируется подспудное недоверие к окружающему миру взрослых.
НСОТ
В 2011 году среди наиболее значимых системных эффектов отмечено снижение неэффективных расходов на общее образование. У 65 % школ неэффективные расходы отсутствуют либо сведены к минимуму. Лидируют по этому направлению: школы № 1, 2, 5, 7, 12, 13, 17, кадетская школа, лицей № 11. Остальным учебным заведениям необходимо ещё работать по этому направлению. С переходом образовательных учреждений на новую систему оплаты труда в 2011 году наблюдается рост заработной платы: в дошкольных учреждениях на 11, 4 %, в школах – на 11, 7%, в учреждениях дополнительного образования – на 18, 3%.
Безопасность.
В целях создания безопасных условий организации образовательного и воспитательного процесса, повышения уровня охраны труда и обеспечения мероприятий комплексной безопасности и отражения террористических угроз во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях города установлены кнопки экстренного вызова милиции. В двадцати образовательных учреждениях смонтированы и установлены прожектора наружного освещения. В шестнадцати муниципальных общеобразовательных учреждениях установлены камеры видеонаблюдения охранного телевидения. В четырнадцати муниципальных общеобразовательных учреждениях и в семнадцати дошкольных образовательных учреждениях города имеются металлические входные двери в здания.
Особое внимание необходимо уделять усилению пропускного режима, с целью недопущения проникновения посторонних лиц в образовательное учреждение, а также организации безопасности транспортных перевозок обучающихся при проведении экскурсий и туристических поездок и при проведении внеурочных и внешкольных массовых мероприятий. Администрацией города уделяется самое пристальное внимание безопасности образовательных учреждений. Так, разработаны несколько целевых программ: «Обеспечеие первичных мер пожарной безопасности в муниципальной сфере образования», «Школьные окна».
Вывод.
«Перед нами ребёнок 2011 года –дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который не только разительно отличается от того ребенка, которого описывали Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие великие ученые прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов XX века. При этом он не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим».
Нам, людям, которые на профессиональном уровне занимаются детьми, необходимо опираться при организации работы с детьми на изменение общих закономерностей познавательных процессов растущего человека. Установление предельных возможностей в усвоении знаний, формировании навыков и умений, выявление педагогических, методических принципов подачи знаний, выработку у детей личного отношения к ним, определение условий развития творческих способностей, всё это позволит решить проблемы инновационного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка.