23.12.2010
Судьба великолукского образования
«Школа призвана научить человека думать и жить по человечески, а значит, понимать явное и скрытое, видимое и невидимое и задумываться о главном: Что он такое? Зачем он явился в мир? Как обрести счастье? Последний вопрос особенно волнует. Действительно, как же определить долю (часть), а значит, и место в этом мире, единственному и неповторимому человеку, как найти ему собственную участь, чтобы обрести счастье. Счастье – это и есть соборное определение доброй участи. Нельзя быть счастливым, т.е. соединенной частью, целым, полноценным, если не причастен целому, если останешься непричастным, непричащенным, тогда ты – несчастлив».
Всеволод Юрьевич Третьяков
В прошлом году нами был подготовлен доклад, объясняющий принципы и задачи действий, что совершаемы великолукским Управлением образования. Но вопросы остаются, дискуссия продолжается. Да и времена изменились… А значит, вновь и вновь надо бы объясняться в основах, тем более, что идет Всероссийский Год учителя.
Сфера образования Великих Лук в начале нового века оставалась обычной для муниципалитетов-стотысячников: нехватка специалистов, обладающих эффективной методикой преподавания, недостаточные практические знания и навыки в вопросах воспитательной работы, отсталая материальная обеспеченность и низкая эстетика зданий и помещений образовательных учреждений. Все это усугублялось аварийными ситуациями (десятки лет не велись плановые ремонтные работы), а в социальном плане отсутствием механизмов взаимодействия граждан, в том числе родительской общественности с педагогическими коллективами.
И еще один, зачастую не понимаемый обществом, фактор – муниципальная сфера образования крайне зависима от политических реалий. Для политиков учреждения образования востребованы, здесь формально проще вести агитацию, легче проводить управленческие решения, всегда видится благодарная публика. Но вот эти перманентные встречи, где заявляется поддержка учительства, и идущие параллельно многочисленные реформирования, оптимизации, разрушения программ и выемки учебников усиливают «эмоциональное выгорание педагогов».
Давайте не будем забывать то, что еще и в начале этого века продолжали культивироваться, восходящие к 90-м годам, идеи воспитания индивидуалистов, ответственности педагогов лишь за успешное обучение, а в проблематику развития компетентностей школьников ставились условия выигрыша в конкурентной борьбе. Все эти требования были реализованы в федеральных и областных нормативных актах. Великолучане видят их внешние проявления: ЕГЭ, аттестация педагогов с использованием итогов квалиметрического мониторинга, подушевое финансирование, системы конкурсов, победителями которых зачастую становится крайне малое, да и не имеющее реальной публичной поддержки число людей.
Нам в 2004 году предложено было сформировать новое Управление образования, обеспечить эффективную управляемость муниципальными учреждениями образования, но для чего, с какой целью, вопрос зависал.
Очень просто сформулировать требования к Управлению образования и администрациям наших учреждений; просто, когда ты обуреваем механистическим мышлением – надо прагматично выполнять поступающие указания. Но как только начинаешь вникать в сущность просветительской деятельности, задумываться о смысле образования, приходишь к выводу – нельзя здесь трудиться без гуманитарного, гуманистического взгляда на весь спектр учебно-воспитательного процесса.
И тогда через внутреннюю и внешнюю данность начинается поиск пути для совершенствования нашего профессионального сообщества и нашего труда, просвещенческого труда.
Главный резерв великолукского образования – традиции и люди. Это действительно особость жизни в Великих Луках, могу рассуждать об этом, ибо моя семья – это семья великолукского учителя-директора школы, да и изучал множество образовательных систем как в России, так и за рубежом. В основе наших традиций – организованное профессиональное сообщество, открытое для гуманитарных массовых дел, а люди, работающие в наших школах, учреждениях дополнительного образования и детских садах, способны на самопожертвование ради своих воспитанников и учеников.
А значит, в новых общественно-государственных условиях необходимо было сохранить это главное, модернизируя (осовременивая) и оптимизируя (улучшая) муниципальную сферу образования - сохранить, поддержать счастье педагогического труда.
В начале работы важно было согласовать действия.
Анкетирование, собеседования с руководителями образовательных учреждений, встречи с педагогическими коллективами – вот что тогда определяло наше расписание. Итоги этих мероприятий у меня и сегодня на файлах компьютера. О чем говорили педагоги: во-первых, о снисходительном и равнодушном отношении общества к учительскому труду; во-вторых, о забытости государством вопросов детства; в-третьих, о крайне низком материально-техническом обеспечении учебно-воспитательной работы, запущенности зданий и территорий; в-четвертых, о низкой оплате труда. Именно в такой последовательности!
Годы девяностые оставили в педагогике существенный след. Можно говорить, что это было блестящее время для активных, профессионально деятельных людей. Государство, забывшее об идеологии и контроле, освободило учителя, а он, не признающий ничего кроме своей работы, и осознающий свою ответственность перед детьми, развернулся в полной мере. Авторские методики, авторские программы и учебники, школы развития и школы-комплексы, лицеи, гимназии… Но проявились, выросли и две беды: – учреждения образования становились все более и более закрытыми, замыкались в мирок «шагреневых» финансовых средств и собственных идей, отрываясь не только друг от друга, но и от выполнения объективных, реальных целей функционирования муниципалитетов, от существовавшей нормативной правовой базы. Значительная часть общественности просто забыла о том, что есть учреждения, в которых учат и воспитывают всё будущее поколение, собственно низвели понимание образовательного процесса до состояния процесса обеспечения детей бессемейной занятостью. Именно в эти годы стали вырываться вперед школы и детские сады, где администрации были активными, интеллектуально продвинутыми, а родители старались помочь группе, классу, в котором находился их ребенок. Но мне думается, что именно это предопределило гротескное статусное (а как иначе назвать) различие образовательных учреждений, приведшее и к значительному отличию в численности воспитанников и учащихся, и к существенным диспропорциям в финансировании, и к своеобразной конфронтации между руководителями, да и педколлективами, вынужденными зачастую забывать об общих задачах развития муниципальной сферы образования.
Вот и проявилась группа основных вопросов, стоящих перед Управлением образования Администрации города Великие Луки в начале ХХI века, которые уводили нас далеко от простого требования – отладить управляемость муниципальных образовательных учреждений.
1. Согласовать функционирование и развитие образовательных учреждений в единой муниципальной образовательной сфере.
2. Обеспечить единство правовых норм и требований.
3. Увеличить бюджетное и внебюджетное финансирование муниципальной сферы образования.
4. Найти механизмы повышения оплаты труда и социальной поддержки работников образования.
5. Придать новый импульс и динамику развития особости, имиджевой привлекательности каждого муниципального образовательного учреждения.
6. Развернуть великолукское сообщество к участию в жизни муниципальных образовательных учреждений.
Понятно, что это вопросы прежде всего администрирования, но в те дни именно они, а не темы качества образования, были главными. Средние показатели уровня обученности по Великим Лукам были достаточны, а возникающие проблемы нивелировались достижениями гимназии и лицеев. Однако, как раз те самые анкетирования, встречи и собеседования выявили системные проблемы квалификации работников образования, существенные отставания в информационно-коммуникативной культуре, значительное падение нравственного и гражданского акцентов в воспитании учащихся. Сообщество великолукских педагогов должно было среагировать и на эти вызовы. Так появились задачи, которые касались нашей непосредственной профессиональной деятельности:
1. Организовать опережающее повышение квалификации педагогов с целью обеспечения роста качества обучения во всех общеобразовательных учреждениях.
2. Обеспечить внедрение информационных технологий в административную деятельность и учебно-воспитательный процесс.
3. Выявить и реализовать в муниципальной сфере эффективные, социально приемлемые формы гражданского и нравственного воспитания.
4. Сформировать систему традиционных дел, направленную на обеспечение публичности, демонстрации достижений как отдельных педагогов, так и всего педагогического сообщества.
Повторюсь, выявление этих вопросов и задач демонстрирует нам то, что муниципальную сферу образования необходимо рассматривать как обычный сегмент общероссийской образовательной философии и практики, однако, утверждаем, обладающую собственной спецификой.
Ключевым мы бы считали: – особость города Великие Луки, его историческое значение; – наличие высокотехнологичных производств; – присутствие многогранной «высшей школы»; – традиционную заинтересованность местных органов власти в поддержке муниципального образования; – непосредственное общение наших педагогов с национальными системами образования, теперь уже граничащих с Псковской областью государств.
Для нас стало понятно, необходимо, как бы на новом витке развития муниципальной сферы образования вернуться к тому, что было многие и многие годы присуще коллективам наших педагогов – реальному участию в многоплановой жизни города и лидерству в общественных проявлениях великолучан.
Вот теперь и можно сказать: главное, чем мы занимались последние пять лет, это формированием целостного и системного восприятия социального контекста деятельности муниципальной сферы образования.
Создавая новый образ муниципальной сферы образования, мы разработали свою символику, определили свое краткое название – «великолукское образование», свой девиз – «качество, творчество, участие».
К сожалению, многие тогда считали это излишней амбициозностью и ненужностью.
Но именно приоритетный национальный проект «Образование» и вхождение Псковской области в Российский комплексный проект модернизации образования (КПМО) помог окончательно определиться в концептуальной основе деятельности муниципальных учреждений образования, дал ответ скептикам и консервативным критикам, позволил согласовать наши усилия для развития муниципальной сферы образования с федеральным и областным центрами. Как было сказано о нас в одной из питерских газет того времени – «лоции великолукского образования были выбраны верно».
Новая система деятельности и структура управления муниципальной сферой образования должна была ответить как на потребности и ожидания местного сообщества, так и быть соразмерна требованиям государства. При этом надо подчеркнуть: многое зависело от отношения местных органов власти к событиям в муниципальном образовании. Профессионализм людей, работающих в администрации Великих Лук, дал нам возможность проводить необходимые преобразования, а в значительной части и стимулировал прорывные направления реформирования образовательной сферы, оказывая не только материальную, но и моральную поддержку.
В соответствии с распоряжением мэра города была сформирована общественная структура при Управлении образования – Коллегия, которая стала совещательным научно-методи-ческим и экспертным органом.
Распоряжением начальника Управления образования ежегодно стали создаваться Советы руководителей муниципальных учреждений дошкольного образования, общего и дополнительного образования. Основными задачами Советов является оперативное взаимодействие с Управлением образования по вопросам планирования, регулирования и координации деятельности муниципальных учреждений образования.
Раскроем и некоторые аспекты из положений об отделах Управления образования.
Целью деятельности отдела дошкольного, общего и дополнительного образования является реализация основных принципов государственной политики в муниципальной сфере образования; объективная оценка состояния дошкольного, общего и дополнительного муниципального образования.
Современный социально-правовой отдел, сохранив деятельность по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершен¬нолетних, включил в свою работу и вопросы правовой поддержки работников муниципальных учреждений образования.
Информационно-методический отдел обеспечил информационную поддержку, организационную и методическую помощь субъектам муниципальной сферы образования, стал организатором общественно важных мероприятий.
Одним из важнейших требований к сотрудникам всех отделов Управления явилось саморазвитие, личная ответственность за свое дело. Мы провели значительную модернизацию рабочих мест: каждому работнику установлен компьютер с выходом в Интернет, создана локальная сеть. Активизировали публичные формы нашей работы, стали уделять значительное внимание имиджевым аспектам, эстетике и этике работы в Управлении образования.
Вхождение Псковской области в федеральный комплексный проект модернизации образования, переход общеобразовательных учреждений на экономическую самостоятельность, новая организация платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, новая система оплаты труда педагогов общеобразовательных учреждений потребовали качественных изменений и в вопросах финансово-экономического обеспечения муниципальной сферы образования. Все это явилось предпосылкой значительной перестройки деятельности отдела экономического прогнозирования, бухгалтерского учета и контроля, а также формирования отдела материально-технического обеспечения, содержания и ремонта объектов образования. Акцент был сделан на вопросах прогнозирования и планирования экономики нашей сферы, управления финансовыми потоками, организации тендеров, обучения руководителей и специалистов, усиление контрольных функций.
Все эти структурные изменения, нацеленные на решение сугубо профессиональных вопросов, в главном устанавливали принцип поддержки деятельности администраций учреждений образования, оказывали конкретную помощь педагогам, т.е. на практике реализовывали концепцию «воодушевляющего управления». Такое Управление образования реально становилось центром инициирования развития муниципальной сферы образования, формировало гуманистические принципы взаимодействия власти и педагогических коллективов.
Основой работы Управления образования Администрации города стала проектная деятельность, в данном случае технология организации собственной работы, направленной на решение вопросов функционирования и инновационного развития муниципальной сферы образования. Мы уже говорили об отличительных чертах великолукского образования, поэтому и не случайно системообразующим проектом для муниципальной сферы образования явилась открытость и социальное партнерство.
Можно выделить и наши основные проекты.
«Социальный мониторинг» – в различных формах мы регулярно проводим изучение общественного мнения, анализируем итоги различных опросов педагогов, организуем рефлексию руководителей муниципальных образовательных учреждений. Годовой план деятельности муниципальной сферы образования и всесторонний анализ нашей работы ежегодно издается в сборнике справочно-информационных материалов «Образ». Постоянному мониторингу подвергается и собственная деятельность Управления образования. Дважды в год администрации учреждений образования выставляют оценки работе отделов управления и сотрудников, выявляют лидеров муниципальной сферы образования, вносят конкретные предложения по развитию и основным проблемам великолукского образования.
«Гражданское общество» – мы определили для себя муниципальное образовательное учреждение как один из институтов гражданского общества, поэтому организация внутренней жизни строится на основе педагогического профессионализма и демократических принципов. Особое значение придается Советам. В Уставе каждого муниципального образовательного учреждения еще в 2006 году были определены полномочия Совета, в том числе и аспекты его участия в финансово-хозяйственной деятельности. Практически все нормативные правовые акты Администрации города, касающиеся деятельности сферы образования, имели адресность и в отношении Советов муниципальных образовательных учреждение. Сегодня в выступлениях Президента страны Д.А.Медведева постоянным рефреном звучит требование: демократическая организация жизни современной школы является воспитательной составляющей, становящаяся сущностным аспектом формирования цивилизованного российского общества. Есть удовлетворение от того, что таким образом мы получили политическую оценку этой нашей работы.
«Месседж» – тематический Год образования в городе. По решению Коллегии при Управлении образования Администрации города объявлялись: «Год дошкольного образования», «Год дополнительного образования», «Год педагогических династий» и т.д. Главная цель — повышение престижа учреждений образования, доверия и уважения к профессии педагога. И опять, хочется подчеркнуть, эту традицию мы ввели в 2005 году! Сегодня, когда в России объявлен Год Учителя, видим сколь много всеми нами сделано за прошедшие годы, как эффективно адаптировались наши муниципальные образовательные проекты в федеральную новацию.
«PR» педагогов и муниципальных учреждений образования. Думаем, для многих являются интересными выпуски авторских работ педагогов в нашей книжной серии «Вехи», а в этом году мы создали и профессиональный аудиосборник на ДВД-диске «Голоса великолукского образования». Все, что мы делаем в сфере образования, находит отклик в средствах массовой информации. У нас есть договоренность с редакциями местных газет и телевизионными студиями о предоставлении места для социально значимой информации о деятельности муниципальных учреждений образования, педагогов, наших воспитанников. Итогом стало то, что в великолукских СМИ реально прослеживается уважение к труду педагогов, постоянно звучит позитивная и конструктивная оценка деятельности муниципальных учреждений образования. Мы высоко это ценим, понимая роль журналистики в формировании общественного мнения.
Поиск общественной поддержки деятельности педагогических коллективов привел к идее проведения муниципальных общественных смотров профессионального мастерства. Так появилась наша система конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования года». Это публичные конкурсы, информация об участниках которых размещается на Интернет-портале. На сайте демонстрируется портфолио претендента, его творческая работа. Там же организуется и Интернет-голосование, и те, кого выбрали граждане, выходят на «публичную сцену». Судя по отзывам великолучан и многочисленным статьям в федеральной прессе, этот вариант профессионального конкурса признан новаторским и эффективным.
«Социальное партнерство» – проект адресован «социально ответственному бизнесу». Нами был систематизирован опыт «шефства», выявлены новые связи муниципальных учреждений образования и предприятий, проделан анализ экономических возможностей современных бизнес-структур. Под патронажем мэра прошло публичное заключение договоров социального партнерства муниципальных образовательных учреждений и предприятий города. На конференциях различных уровней, общественных слушаниях, заседаниях Советов демонстрируем, кто и какую помощь оказал образовательным учреждениям, на что истрачены средства. А суммы немаленькие – более двух с половиной миллионов ежегодно дополнительно инвестируется в сферу муниципального образования. Во время конкурсов активно привлекаем граждан к меценатству. Особенность современного состояния социума – значительное расслоение населения. Социальное партнерство - не только локальная поддержка учреждений образования, это общественно значимый проект, направленный на нивелирование отрицательных процессов современной жизни. Это тоже один из ответов на вызовы времени.
В сфере нашей ответственности 48 муниципальных образовательных учреждений и, понимая, что современное состояние общества требует опережающего образования, социализации педагогических технологий, мы определились в своей философии – поддержка инновационной деятельности, работа в режиме развития. И вновь сформировался проект, локальный импульс – «экспериментальная площадка». Управление образования Администрации города Великие Луки совместно с администрацией муниципального образовательного учреждения разрабатывает концепцию развития, выводит коллективы на муниципальную экспертную комиссию, итогом обсуждения на которой и становится локальный экспериментальный проект. Наиболее значимые проекты получают статус городской экспериментальной площадки. Статус – общественное признание и определенные дивиденды муниципальному образовательному учреждению. Сегодня в Великих Луках 26 «городских экспериментальных площадок», областных – 8, четыре федеральных (в 2004 году в этом режиме работало 4 учреждения).
Цель инновационной работы - это экспериментальная отработка нововведений, а в случае положительной результативности – целевое внедрение в практику муниципальной сферы образования. Именно так реализован проект «кадетское образование» лицея №10, приведший к открытию первой в Псковской области Кадетской школы (на базе школы №8). Проект интеграции православной культуры и образовательной деятельности ряда школ города позволил на начальном этапе участвовать в православных чтениях и конференциях России. А три года назад ввести уроки православной культуры в большинстве муниципальных образовательных учреждений, организовывать собственные православные конференции (теперь Свято-Тихоновские образовательные чтения), создать православные центры в детских садах и православный волонтерский лагерь для школьников в поселке Клин (родина святителя Тихона). Нами открыты две часовни (кабинеты православной культуры и этики) в наиболее важных в воспитательном плане муниципальных учреждениях «Центр образования» и «Кадетская школа». Результатом нашей работы стало принятие великолукского образования в Российскую программу «Формирование и развитие единого социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей» - «Социокультурные истоки». В этом году наш муниципальный проект признан победителем областного этапа Российского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Хотелось бы выделить и стратегические проекты, отражаемые в концепциях развития общеобразовательных учреждений – именные школы. Имена А.Попова, К.Рокоссовского, И.Колоды, А.Никифоровой и С.Ковалевской, А.Невского, Л.Н.Толстого и А.С.Пушкина становятся образами, определяют сущностные аспекты обучения и воспитания, служат связующей нитью поколений. Именно поэтому так важен для нас и школьный музей – символ патриотизма. Задумываясь об образе школы, мы стремимся увязать его с личностью соотечественника, стимулировать желание наших воспитанников узнать больше об истории родной земли, сравнить, сопоставить эту историю и эту личность с историей своей семьи, с собственной личностью.
Сформированные принципы и полученный технологический опыт помог великолукскому образованию в полном объеме реализовать приоритетный национальный проект «Образование». Выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений производятся всем 409 классным руководителям (в среднем вознаграждение 780 рублей в месяц). Акцентируя внимание на участие граждан в управлении учреждениями, мы обратились с просьбой контроля за данными вопросами к профсоюзным организациям и Советам учреждений образования. Считаем, что именно это помогло сохранить и традиционно сложившуюся систему оплаты за классное руководство (от 500 до 1200 рублей).
Была обеспечена подготовка и представление на стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Из шестнадцати муниципальных общеобразовательных учреждений на областной этап выдвигалось восемь, победы одерживались шесть раз. При этом не только победители получали финансовую поддержку (миллион рублей), но и остальные учреждения, в соответствии с решением областной администрации удостаивались специальными грантами. Право выдвижения предоставлялось общественным структурам, но оценивание деятельности МОУ было отдалено от великолукского сообщества. Именно поэтому Управление образования инициировало публичный смотр-конкурс работы муниципальных образовательных учреждений «Лидер», определило основные номинации, соответствующие президентской доктрине четырех «И» (инновации, институты, инфраструктура, инвестиции), организовало Интернет-голосование. Фактически это развитие федерального проекта на муниципальном уровне.
На конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование выдвигалось более тридцати педагогов города, пятнадцать из них победили. В Год Учителя мы предложили и муниципальный вариант – общественную премию «Просветитель», которой с 2010 года будет удостаиваться один педагог общеобразовательного учреждения Великих Лук. Победителя определяет Коллегия при Управлении образования, утверждает решение Глава Администрации города.
По направлению внедрение современных образовательных технологий уже к марту 2007 года, благодаря сложившемуся партнерству с ОАО «СЗТ», нами первыми в Псковской области было произведено подключение муниципальных общеобразовательных учреждений к сети Интернет. Взаимодействие с фирмой «Март» обеспечило создание эффективного Интернет-портала «Великолукское образование» (www.eduvluki.ru), в котором есть сайты каждого образовательного учреждения города. В нем сформирована и практически единственная в России система сопровождения школьных библиотек. Вступление четырех общеобразовательных учреждений Великих Лук в Гимназический союз России позволило получить первую в Псковской области спутниковую систему, которую мы начали использовать при проведении федеральных научно-практических конференций и дискуссий школьников и педагогов. Благодаря совместной работе, прежде всего Лицея №11 и Дома детского творчества, появились интересные продвижения достижений великолукского образования на федеральный уровень.
Согласованные с Государственным управлением образования действия привели к тому, что муниципальные образовательные учреждения получили существенную поддержку в рамках областной программы «Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием» и областного проекта «100 школ». К сентябрю 2009 года в Великие Луки было поставлено учебного оборудования и мебели на сумму в тринадцать миллионов рублей.
В ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования Псковской области общеобразовательные учреждения Великих Лук перешли на новую систему оплаты труда, что позволило сразу повысить заработную плату педагогов в среднем на 36%. Сегодня это повышение по сравнению с маем 2007 года составляет для педагогов 50% и средняя заработная плата вышла на сумму – 7880 рублей. В 2010 году мы перешли на НСОТ и в системе дополнительного и дошкольного образования. Увеличение зарплаты педагогов составило в дошкольном образовании 15%, в дополнительном – 12%.
Реальным итогом этой работы являлось то, что ежегодно со времени начала реализации национального проекта «Образование» великолукское образование дополнительно получало двадцать – двадцать пять миллионов рублей. В последние годы значительна федеральная помощь и тем, кто связан с дошкольным образованием. В порядке компенсации семьям четырех с половиной тысяч наших дошколят выделяется более 7 миллионов рублей в год, производится полное погашение родительских затрат 440 детям, имеющим ограничения по состоянию здоровья (9 миллионов рублей).
При этом можно утверждать, что и муниципальные органы власти не отставали от федералов. Только за 2008 – 2009 год на десять миллионов рублей приобретено для муниципального образования оборудования и мебели. Решен ряд принципиальных вопросов по обеспечению безопасности: закрыта проблемная тема наличия пожарных сигнализаций, во все общеобразовательные учреждения установлены системы видеонаблюдения и тревожной сигнализации. Начался капитальный ремонт Гимназии…
Целенаправленно расширялась возможность предоставления услуг дошкольного образования: введены три новых детских сада (на ремонтно-строительные работы и приобретение оборудования выделено более 10 млн. рублей). На формирование в действующих дошкольных образовательных учреждениях дополнительных групп направлено 3 миллиона рублей. Сегодня благодаря принятой муниципальной целевой программе «Развитие системы дошкольного образования в г.Великие Луки на 2010-2014 годы» великолукское образование получило новый импульс. К началу учебного года за счет муниципального бюджета решены вопросы создания новых трех групп дошкольных отделений общеобразовательных учреждений (к этому году уже были пять групп дошкольных отделений в школах №6,7,9,13), создаем помещения еще для пяти групп в Педагогическом лицее, школах №6 и 16. Администрация Псковской области помогает ввести в эксплуатацию новый детский сад на ул.Л.Чайкиной и передало здание областной коррекционной школы для муниципального дошкольного образовательного учреждения на улице 3-ей Ударной Армии.
В целом бюджет муниципальной сферы образования за последние три года увеличивался с 365 миллионов рублей в 2007 году, к 466 миллионам в 2008 году, 509 миллионам в 2009 году и до 572 миллионов в 2010 году. И это в кризисные для нашей страны времена!
В эти годы приходилось принимать и достаточно болевые решения.
Особыми из них были объединения школ №2 и №15, №6 и №18. В чем же основные причины таких действий? В течение последних шести лет из-за существенного снижения численности учащихся актуальными для нас стали проблемы наполняемости школ города Великие Луки, оптимального использования зданий и сооружений муниципальной сферы образования. Складывалась та самая парадоксальная ситуация, когда в одних школах росло качество работы педагогов и увеличивалось число вторых смен для учащихся, в других снижалась численность детей, а с нею таяло финансирование, снижалась мотивация к качественному учительскому труду. Не было более возможности содержать два здания 15 школы (тем более, что одно из них находилось в предаварийном состоянии). Решение об объединении школ было принято практически бесконфликтно, но уже в течение первого учебного года мы столкнулись с фактором психологической несовместимости педагогов. Признаемся: для многих из нас это было открытие. В основе конфликта тогда лежал вопрос общественного статуса школ, но так как рассуждать на темы, с какими детьми должны работать учителя, был неприемлем, основная конфронтация была нацелена в адрес администрации учреждения. Утверждаем, именно воля и высочайшая ответственность С.Е.Соо – директора школы, позволила тогда сохранить и традиции школ, и качество работы объединенного педагогического коллектива. Однако то, что мы не придавали существенного внимания системной работе с работниками этой школы, дает знать и сейчас негативными проявлениями. Это еще раз показывает нам, сколь уникальным является педагогический коллектив, насколько нравственными и гуманистическими должны быть решения, в которые вовлекаем мы педагогов, как важно публично объясняться в основах наших управленческих действий.
Но вызовы, адресованные просветительскому сообществу, усиливались. В связи с переходом в 2007 году на нормативное финансирование стало невозможно перераспределять областные средства между общеобразовательными учреждениями и, как следствие, стоимость затрат в ряде школ резко увеличилась, возможность обеспечения всех учащихся города полноценным качественным образованием стала снижаться. Особо остро данная проблема стояла в отношении школ №6 и №18. Экономические расчеты показывали, что недофинансирование образовательных учреждений по школе №6 составит 100 тысяч, по школе №18 – 900 тысяч рублей в год. Проектная наполняемость Школы №6 – 900 учащихся, Школы №18 – 1000 учащихся в одну смену. Реально же активно шло сокращение численности. В школе №6 к этому году обучался 371 ученик, в школе № 18 – 335, что не позволяло, в рамках действующего законодательства Псковской области, функционировать с сохранением сложившегося кадрового потенциала, реализовывать в учебных планах требования к разделению классов на подгруппы, формировать классы-комплекты с нормативной численностью учащихся. В связи с этим было необходимо принять ряд управленческих решений, обеспечивающих сохранение качества обучения и социальную поддержку педагогов. Нами был подготовлен проект реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» путем присоединения к нему муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18». Объединение школ дало возможность педагогическому коллективу проводить модернизацию содержания образования, в том числе профилизацию и углубленное изучение отдельных предметов, более эффективно использовать оборудование, поставляемое в рамках ПНПО «Образование», позволило сохранить муниципальное имущество за сферой образования, отстоять рабочие места педагогов.
Данный проект проведения реорганизации был обсуждён и одобрен на Совете руководителей общего и дополнительного образования, на рабочем совещании администраций МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18». Прошёл объединенный педагогический Совет школ №6 и №18, где определялись проблемы и положительные стороны реализации данного проекта. Объединение поддержано Государственным управлением образования Псковской области. Решение было принято Городской думой в рамках действующего законодательства, но для значительной части коллективов это была тревожное, так и не понятое событие, приведшее даже к рассмотрению вопросов объединения в судах. Мы прекрасно понимали, что данная ситуация может стать импульсом для развития негативных процессов в целом в великолукском образовании, тем более, что начали просматриваться и политические цели тех, кто подогревал эту проблему. Нам было необходимо остаться в рамках профессиональных задач. Консолидированными усилиями Управления образования и администраций школ были организованы мероприятия для педагогов и детей: совместные педагогические советы, трудовые десанты и экскурсионные поездки, посещения православных центров и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, родительской общественностью и старшеклассниками… Именно традиции великолукского образования, сутью которых является прежде всего забота педагогов о детях, и решило эту проблему.
Должен признать, эти ситуации дали нам опыт в решении социальных конфликтов, заставили более внимательно присматриваться к состоянию педагогических коллективов, активно вовлекать общественные структуры в управление образовательными учреждениями. Видимо, именно этот опыт помог безболезненно решить проблему вывода на период ремонта коллектива Гимназии в школу №1 и №2.
Безусловно, реализуя профессиональный потенциал великолукского образования, мы должны видеть его цель – качество учебной и воспитательной работы.
На всех семинарах и конференциях руководителей и работников муниципальной сферы образования изучаются современные достижения педагогической науки и практики. Нашей отличительной чертой стало непосредственное знакомство с опытом в различных регионах России. Только за последние четыре года руководители и педагоги, специалисты Управления выезжали на семинары в Москву, Санкт-Петербург, Сергиев Пасад, Петрозаводск, города и районы Псковской области, Белоруссию, Украину, Литву, Латвию, Молдову, Эстонию и Финляндию. Мы заключили договоры с Псковским государственным педагогическим университетом, Великолукской государственной сельскохозяйственной академией, Великолукской государственной академией физической культуры. Обеспечиваем взаимовыгодные отношения с рядом образовательных центров России: Российской Академией повышения квалификации работников образования (РАПКРО); Федеральным государственным учреждением Минобрнауки России «Федеральный институт развития образования» (ФИРО); с ГосНИИ семьи и воспитания Российской Академии образования; с Западным окружным Управлением образования Москвы и Адмиралтейским районом Санкт-Петербурга; с Кировским межведомственным научно-практическим Центром социальной педагогики; с Гимназическим союзом России. Выстроили взаимовыгодные отношения с издательскими центрами России по презентации учебно-методических комплектов по отдельным предметам и их апробации в общеобразовательных учреждениях Великих Лук: «Дрофа», «Вентана Граф», «Мнемозина», а также с издательским домом «Первое сентября», редакциями журналов «Методист», «Обруч», «Учительская газета», «Практический журнал для учителей и администрации школы». Совместно с издательским домом «Первое сентября» были организованы и проведены два уникальных по своей эффективности для повышения квалификации работников образования «Педагогических марафона». Давайте отметим, этих взаимоотношений еще три года назад у нас не было!
В итоге динамика повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений города Великие Луки, такова: 2006-2007 учебный год – 885 педагогов (59%), 2007-2008 – 900 педагогов (60%), сегодня более 1100 педагогов, что составляет почти 80%. А это уже созданный нами реальный ресурс, определяющий рост качества образования.
Управление образования, администрации общеобразовательных учреждений придают наиважнейшее значение подготовке и проведению единых государственных экзаменов. Сегодня для нас нет дискуссий о необходимости ЕГЭ: мы видим, что их результаты помогают нашим школьникам поступить в ведущие ВУЗы страны, а это более 40% выпускников, продолжает же обучение в высшей школе в среднем до 80%.
Можем и реально оценить качество работы наших педагогов при проведении ЕГЭ на российском уровне. В 2009-2010 учебном году средний балл из ста: по русскому языку – в Великих Луках 60, в России 57; по математике – в Великих Луках 44, в России 43. По предметам, которые сдавало наибольшее число наших выпускников: по биологии средний балл в Великих Луках 57, в России 55; по химии в Великих Луках 67, в России 56; по обществознанию в Великих Луках 58, в России 56; по истории у нас 56, в России – 49; по литературе у нас 60, в России – 54... Согласитесь, с 2008 по 2010 год показатели по 10 предметам из 12 выше средних по России – это реальное достижение великолукского образования.
Если же рассматривать показатели качества знаний наших учащихся, то за последние три года они остаются стабильными и находятся в тройке наиболее высоких результатов по Псковской области: успеваемость – 99,8%, обучающихся на «хорошо» и «отлично» по первой ступени – 32%, второй –39%, третьей – 38%.
На протяжении двух последних лет Государственным управлением образования ведется квалиметрический мониторинг знаний учащихся, он достаточно разносторонен, но и проблематичен как инструмент оценивания. Сделаем сравнение только со средними показателями по области в 2010 году: русский язык (4 класс) средний балл в Великих Луках 53, по области 52; математика (6 класс) – 57 и 56; история (7 класс) – 46 и 44; русский язык (8 класс) – 57 и 55…
Действительно, результативность великолукского образования высокая. Однако если рассматривать все эти статистические материалы в комплексе, можно выявить и негативные тенденции, работа по ликвидации которых нам предстоит: это снижение качества знаний учащихся по математике, физике, химии; трудности в овладении материалом по истории и иностранным языкам.
Для нас важно, чтобы великолучане увидели особенность воспитательной системы великолукского образования. Военно-патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное – это сущностные аспекты нашей работы. Зайдите в школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, вы увидите - мы этим живем! Военная патриотика стала системообразующей в подавляющем числе наших муниципальных образовательных учреждений, что не дает забыть имена наших дедов, отцов и современников, защищающих Российское государство. Встречи с ветеранами, возвращение к военно-патриотическим играм, участие в слетах и военно-спортивных праздниках во многом определяют эффективные формы нашего образования. Трудно переоценить для социализации современного подростка возможность общения с политическими лидерами, участие в мероприятиях Городской думы, встречи с депутатами Федерального Собрания, дискуссии с работниками правоохранительных структур, беседы с судьями – это системно организуется в нашем городе. Взаимодействие с Русской Православной Церковью стало в Великих Луках опорой воспитательной работы. Становление системы социального партнерства включает наших учеников в реальную жизнь промышленных предприятий, бюджетных организаций, предпринимателей, демонстрирует требования современного профессионального образования, принципы высшей школы. Особо отмечаем, включенность муниципальных учреждений образования в эту работу формирует и лидерские общественные качества самого педагога, а это тоже было нашей задачей.
Положительное решение воспитательных задач во многом было предопределено тем, что администрация города сохранила материальную базу учреждений дополнительного образования. В сфере нашей деятельности четыре спортивные школы, Дом детского творчества и Центр детского и юношеского технического творчества. Именно эти учреждения смогли в полной мере реализовать задачу занятости детей и подростков в свободное время – более 80% (7430 человек) школьников получают здесь бесплатное дополнительное образование! И когда мы говорим о существенном снижении подростковой преступности за последние годы в Великих Луках – это результат и того, что не были ликвидированы, переданы в бизнес-структуры и административные учреждения (как это произошло с рядом детских садов) здания и помещения этих спортивных школ, Центра и Дома детского творчества.
Параллельно с образовательными складывались наши общественные цели. Мы хотим, чтобы через призму отношения к детству мир увидел наш город. Поэтому мы заключаем международные договора о партнерстве с образовательным сообществом городов-побратимов, проводим «лучшие в России» детские турниры «Что? Где? Когда?», организуем международный фестиваль «С именем Софьи Ковалевской» и интернет-олимпиаду по математике для девочек России и стран Балтии, проводим международные спортивные состязания, заявляемся проектантами Гимназического Союза, направляем наших педагогов и учащихся за рубеж, печатаемся во всероссийских журналах и газетах, выступаем на федеральных ТВ-каналах….
Думается, мы, великолукское педагогическое сообщество, наши ученики и воспитанники, за эти последние пять лет еще раз доказали: Великие Луки - не простой провинциальный город, это город с прорывными интеллектуальными амбициями, уникальный историей и удивительной востребованностью наших идей и труда сограждан.
И еще раз подчеркнем, мы никогда не забывали о сложностях и серьезных проблемах, с которыми сталкивалось великолукское образование. Если открыть форумы нашего информационного портала, увидим: здесь и тревога за потерю права работать, обида за низкую заработную плату, желание трудиться в комфортных детских садах и школах, претензии к своим руководителям…, тревога за будущее выпускников и боль за гибель наших воспитанников.
По-прежнему, мы оставляем главным вопрос обеспечения безопасности здоровья и жизни детей. Ведь остаются заполненные алкогольными напитками и сигаретами торговые точки рядом с учреждениями образования, не везде существуют безопасные возможности перехода дорог школьниками, сохраняется тревожной ситуация с личной защищенностью детей. Требуют дополнительной защиты от вандалов территории детских садов...
Если говорить об этой теме, то реальным прорывом великолукского образования являлись центры сопровождения, организованные в 2006 году в каждом общеобразовательном учреждении. Однако политика излишне прагматичного подушевого финансирования и формирования жестких процентных требований к структурам работников школ практически уничтожает это достижение, а значит, актуальной становится задача и сохранения центров, и поиска новых форм поддержки наших воспитанников и учащихся.
Да, нами много сделано и для формирования нового образа дошкольного образования, мы гордимся тем, что смогли значительно повысить авторитет воспитателей и заведующих, придать ускорение инновационному и имиджевому развитию детских садов, но пока так и не смогли в полном объеме обеспечить маленьких великолучан местами в дошкольных образовательных учреждениях. Решения остаются внутренними, мы по-прежнему пользуемся лишь сложившимися ресурсами: использование переориентированных площадей внутри детских садов, перевод классных кабинетов школ под предшкольные группы, капитальные ремонты бывших учреждений дошкольного образования. К сожалению, желания великолучан заняться бизнесом в сфере дошкольного образования, создания негосударственных дошкольных учреждений, семейных детских садов нет. И опять возникают задачи взаимодействия с общественностью, развития взаимоотношений с государственной структурой – Центром занятости и негосударственными образовательными учреждениями…
Мы реально видим то, что качество великолукского образования открывает детям путь из Великих Лук на просторы Российской Федерации. Но сегодня понимаем – да, это достижение, но ведь и нашему историческому городу необходимы рабочие, руководители, предприниматели, врачи, работники культуры и учителя. Актуализируются вопросы не просто патриотического воспитания, нам надо добиться консолидации общественных усилий по формированию особого желания продолжить свою деятельность в родном городе, понимание и гордость за качество жизни в Великих Луках. Необходимо вернуться к вопросам совершенствования предметов цикла «технология», пересмотреть вопросы организации работы Центра образования, системы профориентации – это наши профессиональные цели. Сколько же нам всем в Великих Луках надо трудиться для того, чтобы качество жизни, гуманизм во взаимоотношениях сограждан, возможности культурного обогащения, востребованность на интересные рабочие места становились призывом остаться на малой Родине!
Управлению образования Великих Лук можно гордиться тем, оно является авторитетной структурой Администрации города, тем, что на протяжении всего последнего времени сохраняет высокий уровень обучения и воспитания, играет опережающую роль в выявлении проблем просветительской работы, профессионально нивелирует угрозы разрушения системы ценностей и традиций великолукского образования.
Но сложно наше время. Эффективные учебные технологии вдруг становятся невостребованными, достижения в воспитании превращаются в свою противоположность, гуманистические цели подвергаются коррозии… Все мы видим негативную роль для образовательных учреждений средств массовой информации, потерю связи науки и практической педагогики, рост проблем в материально-техническом обеспечении сферы образования; отметим и конфликт нормативных требований к учреждениям образования и бюджетного финансирования.
Так уж сложилось: система государственного контроля фронтально заинтересовалась вопросами образования. Конкретное проявление: двадцать две федеральные, областные и муниципальные структуры пришли в школы, детские сады, центры дополнительного образования. С чем? Да со сложившейся собственной системой надзора, контроля, ответственностей… Надо бы благодарить и принимать, но где взять ресурсы для выполнения всех требований. Великие Луки имеют много проблем жизнеобеспечения, а значит, не могут заниматься исключительно вопросами учреждений обучения и воспитания детей, а областной центр, определяющий вопросы экономики, находится в тисках государственной системы соразмерности финансовых вложений в сферу образования, где на переднем плане темы прагматизма и оптимизации. Все это делает руководителей школ, да и дошкольных учреждений заложниками нового подхода к вопросам администрирования, что отработан в американской системе образования: руководитель не специалист обучения и воспитания – менеджер, создающий условия функционирования учреждения. Это достаточно серьезный слом и традиций нашего образования в целом и существующей уже столетия системы организации управления просветительскими учреждениями России, где существовал принцип: «директор – учитель учителей».
На это тревожное состояние накладывается сегодня и проблематика модернизации законодательства: Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», проект нового Федерального Закона «Об образовании», Закон Псковской области «О новой системе оплаты труда», Новые образовательные стандарты, новые Санитарные правила и нормы, модернизированные требования пожнадзора, требования энергосбережения…
Современное государство последовательно взламывает существовавший в нашей Российской школе уклад.
Однако, параллельно с этим, проявляются и иные тенденции. Утверждаем, президентская инициатива «Наша новая школа», с ее идеями о том, что «важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы», практически озвучивает требование сохранить наши традиции; новые стандарты начального образования с концепцией мыследеятельности и целью развития личности ребенка через коллективное взаимодействие – это тоже призыв возвращения к опорам российского просвещения. Заявленный Год учителя, смог развернуть многих к вопросам поддержки работников образования, а как можно иначе, например, относиться к законодательно принятому в Псковской области социальному пакету учителя, где оговариваются вопросы финансовой поддержки молодого педагога и бесплатного обеспечения санаторным лечением…
Сейчас, когда мы вновь подошли к всесторонним общероссийским реформам, нами было изучено общественное мнение о состоянии великолукского образования. Каковы выводы: первый – педагогические коллективы прочно связывают свою работу с федеральными образовательными процессами, высоко оценивают эффективность великолукского образования, его инновационность, опережающую роль в учебно-воспитательной деятельности на общероссийском фоне, яркое гражданское звучание мероприятий, положительный морально-психологический климат, сложившийся в муниципальной сфере образования; второй: - учительство эмоционально перегрето, не мотивировано к конкретному пониманию правовых основ современной федеральной образовательной концепции, а в вопросах материального и статусного стимулирования педагогического труда не доверяет федеральному и областному центру. Приходится констатировать, что не сформировалась поддержка великолукского педагогического сообщества новых реформ в образовании. А кроме этого мы выявили и то, что ресурсом изменения ситуации может быть Управление образования Администрации города и великолучане (авторитетные политики и руководители крупных предприятий), пользующиеся доверием великолукского учительства. Для нас это говорит о многом.
На последней международной конференции по проблемам современной психологии, услышал слова, ставшие лейтмотивом всех выступлений ведущих ученых: «Времена информаций закончились, наступило время смыслов». Как бы сильно не желали те, кто пытается определить, организовать современность под собственное мироощущение, не получается. Общество существовало и существует по своим законам, выработанным тысячелетиями традициям, отвергая все, что не имеет человечность, не освещено духовностью.
В Год Учителя Первый канал общероссийского ТВ выдал премьеру фильма Гай Германики «Школа». Последний текст, что мы услышали в этом произведении: «Уходим, уходим, уходим…», может для них, тех, кто так заботится о будущем «этой страны», это и есть сущностное определение собственного бытия? Не приняло общество этот частный «шедевр», сохранив в собственном мире и для мира проникновенные, выстраданные слова из фильма о школе «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают»…
Мы рассуждали о работе Управления образования, о достижениях и проблемах муниципальных учреждений образования, думали о том «…. как же определить долю (часть), а значит, и место в этом мире, … как найти собственную участь, чтобы обрести счастье…»
Мне очень важно выразить искреннюю признательность коллегам, управленцам и руководителям учреждений образования, нашим воспитателям и педагогам, тем, чья доля сопряжена с просветительской работой. Уверен, мы нашли себя в судьбе великолукского образования, обрели свое счастье.
Судьба великолукского образования – это все мы, ученики и воспитанники, педагоги и родители, сограждане, временно примыкающие к различным социальным слоям и партиям, критикующие и поддерживающие… Судьба великолукского образования – это профессиональное педагогическое реагирование на вызовы, их было множество, будет не меньше. Именно Учитель, через всю эту череду (быть может, чехарду?) требований, суждений, предложений и мнений сохраняет и будет сохранять великую ответственность за то, какими вырастут наши дети, с чем придут они в мир, как пронесут далее человечность и доброту. Судьба – определение, не имеющее начала, не имеющее законченности, но имеющее смысл…
А.А.Шулаев