22.10.2009
Выступление
Инновационные формы повышения квалификации как средство достижения нового качества муниципального образования
Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло.
Гёте
Приоритетный национальный проект «Образование», комплексный проект модернизации образования, президентская инициатива «Наша новая школа» - это те проекты, которые в сфере образования стали ведущими, способными осуществить реальный прорыв, открывающий неоспоримые ориентиры на перспективу.
Сегодня задачи и проблемы, стоящие перед педагогами, оказались в центре общественного внимания, и модернизация образования, о которой говорилось давно и много, обрела понятные черты.
Для нас сегодня очевидно: главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы, что возможно лишь через серьёзные изменения, предметом которых становятся:
• новые образовательные стандарты;
• индивидуализация образования:
• новая система оценки качества образования;
• становление новых организационно-правовых форм в общем образовании;
• участие общественных институтов в управлении образованием;
• система предшкольного образования;
• информатизация общего образования;
• новая система оплаты труда;
• нормативное подушевое финансирование.
Каждая из данных позиций, безусловно, требует самого серьёзного профессионального осмысления, принятия, изучения и внедрения – лишь тогда результаты образовательно-воспитательной деятельности будут положительными, и это напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога, его профессионального роста.
Стремление к качественному обновлению всей системы профессиональной квалификации педагогов подтолкнуло нас к интенсивному поиску путей формирования инновационного опыта, форм и методов повышения квалификации.
Выстроенная система повышения квалификации в городе позволяет решать вопросы кадровой модернизации общего образования. На сегодняшний день в Великих Луках
не вызывает серьёзного беспокойства образовательный уровень педагогов: высшее образование имеет 81%;
отработана система курсовой подготовки педагогов: 53% педагогов ежегодно повышают свой профессиональный уровень;
относительно высок уровень категорийности педагогов: 47% имеют высшую категорию;
82% руководителей являются менеджерами образования после прохождения курсовой подготовки.
Однако, стремительный рост коммуникационно-информационных технологий, участие управленческих и педагогических кадров в модернизации образования потребовали определённых изменений в системе повышения квалификации, качественного обновления профессиональной компетентности педагогов, изменения форм повышения квалификации.
Городская методическая служба является одним из главных звеньев в системе профессионального образования педагогов. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, предусматривающей «реорганизацию методической службы органов управления образованием», деятельность информационно-методического отдела строится на принципах сетевой организации и маркетинга». В связи с этим поменялось и предназначение методической службы: не транслировать информацию, не давать рекомендации к деятельности, а стать ориентиром в развитии профессионализма педагога, что означает не учить, а актуализировать, стимулировать педагога к общему профессиональному развитию, диагностируя его потребности и запросы.
Системообразующим фактором в реализации маркетинговой деятельности по созданию условий для прогнозирования, организации и осуществления работы по повышению профессионального мастерства педагогов является изучение их образовательных потребностей через диагностирование, индивидуальное собеседование, изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы, определение поля взаимодействия с ПОИПКРО и т. д.
Традиционными, но по-прежнему востребованными, остаются:
краткосрочные курсы для педагогов, работающих по какой-либо общей проблеме, или для педагогических коллективов;
проблемные тематические или предметные курсы;
методические семинары, семинары-практикумы;
методические дни, недели;
обучение по индивидуальному маршруту;
и, пожалуй, к традициям я бы отнесла участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
Однако, в нашем городе традиционность данного мероприятия сохраняется лишь на первом школьном этапе конкурса, когда педагогам-конкурсантам необходимо дать открытый урок, поделиться опытом своей работы, чтобы оказаться выдвинутым на следующий городской тур конкурса. На городском же туре в схему проведения конкурса «Учитель года» введены этапы, предусматривающие так или иначе повышение уровня компетентности, уровня профессионализма педагога:
освоение определённой методики проведения тематического урока или внеклассного мероприятия;
подготовка электронной версии урока, включающего презентационную часть урока, интерактивные формы обучения и дальнейшая публикация на официальном Интернет-портале Великолукского образования;
формирование портфолио педагога, включающего отнюдь не только демонстрацию грамот, дипломов, подтверждающих победы учителя (хотя это очень важная часть конкурса), но и отслеживание самообразования, творческого и профессионального роста; формирование так называемого досье педагога, включающего творческие, проектные, исследовательские работы;
написание эссе на педагогическую тему;
открытый обмен опытом работы.
Но, самое главное, это предоставление возможности социальной среде оценивания педагогического труда учителя-конкурсанта.
Школа выполняет социальный заказ общества! Значит, общественное участие – необходимое условие деятельности школы. Поэтому конкурс педагогических достижений в г.Великие Луки называется общественным и позволяет всем желающим города познакомиться и оценить опыт работы педагогов-конкурсантов, высказав своё мнение на форуме Интернет-портала, отдав свой голос в пользу того или иного педагога.
Надо сказать, технология проведения конкурса вызывала поначалу много споров и сомнений. И вот уже 5-ый год конкурс носит общественный характер и имеет самые положительные результаты, дающие мощный импульс для дальнейшей работы.
Инновационной формой повышения квалификации стало для нас проведение в прошлом году педагогического марафона – аналога того самого московского педагогического марафона, который проходит каждый год в апреле. По нашей инициативе Издательский Дом «1 сентября» обеспечил приезд ведущих специалистов в области образования в г.Великие Луки.
В течение двух дней педагоги русского языка и литературы, начальных классов, математики, физики, школьные библиотекари, руководители образовательных учреждений имели возможность прослушать лекции, поучаствовать в семинарах, круглых столах специалистов Московского института открытого образования, московского государственного педагогического института, методистов издательства «Просвещение» и др. Важной считаем возможность лучших педагогов г.Великие Луки дать мастер-классы в рамках педагогического марафона. Такие мастер-классы прошли у Народного учителя РФ Марголина Э.М., Заслуженных учителей РФ Козлова С.Д., Лобановой Л.В., Пиотровской Л.В.
Портал eduvluki.ru в полной мере демонстрирует это мероприятие как важный этап, способствующий профессиональному росту наших педагогов. Он же обеспечивает весомый вклад в дело развития образования в целом.
На сайте вы можете найти видеоматериалы с лекций замечательного педагога, главного редактора газеты «Литература» С.В.Волкова, а также учёных-математиков института им.Стеклова, методиста издательства «Вентана-Граф» по математике Л.И.Сосниной. Это уникальная возможность повышения своей компетентности сериями видеолекций.
Третий год МОУ «Лицей №11» города Великие Луки является городским ресурсным центром по проведению видеоконференций (ВКС) в рамках программы Фонда поддержки образования (С-Петербург). Приоритетные направления деятельности Фонда поддержки образования ориентированы на создание единого информационного пространства для гимназий (лицеев) России, организацию их сетевого взаимодействия, внедрение инновационных технологий и распространение передового профессионального опыта образовательных учреждений и лучших учителей страны.
На базе лицея систематически организуется участие педагогов города и района в ВКС, ориентированных на повышение квалификации: знакомство с лекциями ведущих ученых СПбГУ, обсуждение современных образовательных ресурсов и технологий с педагогическим сообществом Гимназического союза России.
• Презентация учебника «Литература для 11 класса. Базовый уровень»
• Новая форма итоговой аттестации по математике
• Проект «Успешное чтение» в средней школе
• Организация исследовательской деятельности в школе
• Лекция «Электромагнитные поля – реальность или удобная физическая модель»
• Лекция «Нанотехнологии – реальные возможности и перспективы»
• Школа академика В.А. Фока и современная физика.
На базе лицея совместно с ПОИПКРО и Фондом поддержки образования и в сотрудничестве с Управлением образования города Великие Луки организованы дистанционные курсы для педагогов России «Современный урок в артпедагогической парадигме: моделирование, реализация, анализ».
Данный курс принадлежит к сфере повышения квалификации учителей самых разных школьных дисциплин. Это обусловлено тем, что концепция содержания программы курса основана на общеметодологических и общедидактических принципах.
Взаимодействие со слушателями дистанционных курсов осуществляется в режиме сеансов видеоконференцсвязи, осуществляемых при содействии Фонда поддержки образования (г. Санкт-Петербург), через сайт МОУ «Лицей № 11» и по электронной почте. Гимназия им. С.В.Ковалевской тоже включается в данный вид работы по организации повышения квалификации педагогов города.
Мы очень хорошо понимаем, что система повышения квалификации требует от всех участников методической работы внимательного отношения к любым, но полезным, мелочам педагогического дела. Так, проведённая в мае прошлого учебного года Интернет-олимпиада, посвящённая Софье Ковалевской, потребовала серьёзной вдумчивой подготовки к проведению математического соревнования в условиях неотреставрированной гостиной усадьбы в пос. Полибино. Потому что именно там, в гостиной, где когда-то Софья Ковалевская выходила замуж, Интернет-связь должна была обеспечить одновременный выход на наш портал учениц-участниц Интернет-олимпиады их Вильнюса (Литва), Маарду (Эстония), Полоцка (Беларусь), Москвы, Санкт-Петербурга.
Подготовить такие задания Интернет-олимпиады, которые были бы адаптированы к компьютерным технологиям может далеко не каждый учитель. От педагогов, готовивших данный проект, требовались определённые знания, а значит, обязательным условием компетентности было повышение квалификации педагогов-математиков.
Опыт подготовки цифровых образовательных ресурсов у педагогов нашего города есть. Серия цифровых уроков размещена в Интернете в коллекции цифровых образовательных ресурсов (5, 6 класс математика по уч.Воловича).
На совершенно новый уровень перешла совместная работа Управления образования Администрации г.Великие Луки и Псковского института повышения квалификации. Расширен диапазон тех форм работы, которые всегда пользовались спросом у великолукских педагогов.
Для всех категорий работников образования институт теперь предлагает курсы очно-дистанционной формы обучения, что, безусловно, отвечает требованию времени и обеспечивает удобное взаимодействие педагогов с профессорско-преподавательским составом института. Проведение стажёрских курсов в Эстонии, Литве для руководителей образовательных учреждений в прошлом учебном году – это тоже значительный вклад в дело повышения квалификации педагогических работников. Надо заметить, что давнее плодотворное сотрудничество с ПОИПКРО даёт нам уникальную возможность знакомства с педагогической наукой, активного профессионального развития и компетентностного роста учителей города.