Доклад на августовской конференции 2008 года
Управление образования Администрации города Великие Луки
в системе Приоритетного национального проекта «Образование«
В этом учебном году будет пять лет, как работает новый состав Управления образования Администрации города Великие Луки. Думаю, теперь мы можем показать систему работы по обеспечению функционирования и развития одного из основных сегментов муниципалитета, продемонстрировать участие Великих Лук в Приоритетном национальном проекте «Образование».
Для нас важно и то, что именно федеральный нормативный акт о введении Приоритетного национального проекта «Образование» показал изначальную правильность выбора курса Управлением образования Администрации города Великие Луки.
К 2004 году государство внятно дало сигнал – необходимо упорядочить процессы инноваций в образовании, разобравшись, прежде всего, в их эффективности, в активной форме вовлекать общественность в управление сферой образования. И в то же время многослойность и разновекторность политических и социальных процессов, разнообразие профессиональных установок не давали возможность управлять муниципальной сферой образования без выявления и утверждения согласованных позиций по ключевым вопросам деятельности всего спектра муниципальных учреждений образования. Нельзя и забывать: муниципальная сфера образования крайне зависима от политической воли субъекта федерации, зачастую одномоментно меняющего своими нормативными правовыми актами концепцию развития сферы образования в регионе.
В 2004 году нам необходимо было выстроить оптимальную и эффективную систему управления муниципальной сферой образования, которая, как следствие процессов 90-х годов, имела ряд существенных изъянов. Управление и взаимодействие на муниципальном уровне было рассогласовано и реально не влияло на вопросы функционирования и развития, не отличалось оперативностью в решении задач, устанавливаемых федеральным центром, абстрагировано от родительского сообщества, не адекватно реагировало на запросы педагогических коллективов. Наличие централизации финансирования, сформировала иждивенчество значительной части администраций муниципальных учреждений образования.
Новая система и структура управления муниципальной сферой образования должна была ответить как на потребности и ожидания местного сообщества, так и быть соразмерна требованиям государства.
Итогом стало формирование Управления образования Администрации города, состоящее из Отдела дошкольного, общего, специального и дополнительного образования, Отдела социально-правовой защиты детства, Информационно-методического отдела, Административно-хозяйственного отдела, Отдела экономического прогнозирования, бухгалтерского учета и контроля.
В соответствии с распоряжением мэра города, была сформирована общественная структура при Управлении образования – Коллегия, которая стала совещательным научно-методическим и экспертным органом. Распоряжением начальника Управления образования ежегодно стали создаваться Советы руководителей муниципальных учреждений дошкольного образования, общего и дополнительного образования. Основными задачами Советов является оперативное взаимодействие с Управлением образования по вопросам планирования, регулирования и координации.
В прошедшем учебном году возглавляли Совет руководителей общего и дополнительного образования А.П.Никифорова, Совет руководителей дошкольного образования В.В.Панфилова.
Раскроем и некоторые аспекты Положений ряда отделов Управления образования Администрации города.
Целью деятельности Отдела дошкольного, общего, специального и дополнительного образования (руководитель И.В.Гончарова) является реализация основных принципов государственной политики в муниципальной сфере образования, сохранение единого образовательного пространства; преемственности, вариативности, непрерывности образования; обеспечение качества и эффективности муниципальной образовательной системы; объективная оценка состояния дошкольного, общего, специального и дополнительного муниципального образования.
Целью Отдела социально-правовой защиты детства было обеспечение государственной политики в области защиты семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Сегодня федеральное законодательство изъяло из ведения муниципалитетов вопросы специального образования, опеки и попечительства, но можно ли эти темы снять с повестки дня Управления образования? Адекватно реагируя на потребности муниципальной сферы образования, мы сформировали Отдел социально-психологического мониторинга и сопровождения (руководитель И.С.Ломоносова). Отдел отвечает за вопросы изучения, оперативного реагирования, продвижения инноваций и помощи муниципальным образовательным учреждения в деятельности по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; социальной защите, адаптации и социальной реабилитации учащихся и воспитанников; борьбы с безнадзорностью, профилактики преступлений и правонарушениями в среде несовершеннолетних.
Целью Информационно-методического отдела (руководитель Н.П.Смирнова) является информационная поддержка, организационная и методическая помощь субъектам муниципальной сферы образования в обеспечении современного качества дошкольного, общего, специального и дополнительного образования, в проведении общественно важных мероприятий.
Одним из важнейших требований к сотрудникам всех отделов Управления явилось самообразование. Мы провели значительную модернизацию рабочих мест – каждому работнику установлен компьютер с выходом в Интернет, создана локальная сеть, сотрудники прошли обучение по использованию информационных технологий в системе образования.
Был предложен и еще один, как нам думается, важный принцип: сотрудники Информационно-методического отдела и Отдела социально-психологического мониторинга и сопровождения персонально закреплены за муниципальными образовательными учреждениями. Разработали мы и публичные формы организации нашей работы, стали уделять значительное внимание имиджевым аспектам великолукского образования, эстетике и этике работы в Управлении образования.
Еще три года назад эти наши действия казались локальной новацией, вызывали дискуссии на разных уровнях управления образованием. Однако заявление Приоритетного национального проекта «Образование» позволило всем определиться в концептуальной основе деятельности муниципальных учреждений образования, системе управления, согласовать усилия для развития этой сферы с федеральным и областным центром, убедиться в правильности курса, который определился Администрацией города еще в 2004 году.
В то же время обеспечение Приоритетного национального проекта «Образование» потребовало значительных организационных усилий. Это привело к новым аспектам деятельности Информационно-методического отдела, где сосредоточилась вся аналитическая и пропагандистская работа и Отдела общего, дошкольного, специального и дополнительного образования, контролирующего нормативные правовые требования участия муниципальных учреждений образования в направлениях Национального проекта.
Вхождение Псковской области в Федеральный комплексный проект модернизации образования, переход общеобразовательных учреждений на экономическую самостоятельность, новая организация платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, новая система оплаты труда педагогов общеобразовательных учреждений потребовали качественных изменений и в вопросах финансово-экономического обеспечения муниципальной сферы образования. Все это явилось предпосылкой значительной перестройки деятельности Отдела экономического прогнозирования, бухгалтерского учета и контроля и Административно-хозяйственного отдела. Главными стали вопросы прогнозирования и планирования экономики сферы муниципального образования, управления финансовыми потоками, эффективной организации проведения тендеров, обучения руководителей и специалистов МОУ, усиления контрольных функций.
Можно утверждать, что к сегодняшнему дню великолукское образование в полном объеме реализует потенциал Приоритетного национального проекта «Образование».
• Выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений производятся всем 409 классным руководителям (в среднем вознаграждение 750-780 рублей в месяц). При этом сохранена и традиционно сложившаяся система оплаты за классное руководство (от 500 до 1200 рублей), соответствующая рамочному положению о классном руководстве в муниципальной сфере образования и локальным нормативным актам общеобразовательных учреждений. Именно эти нормативные документы, подготовленные Отделом дошкольного, общего, специального и дополнительного образования, позволяют дифференцировать оплату труда, стимулировать качество работы классного руководителя. При этом мы надеемся, что данные вопросы контролируются Советами учреждений общего образования, как было рекомендовано Управлением образования Администрации города.
• На протяжении всех лет действия Приоритетного национального проекта Образование» мы обеспечиваем подготовку и представление на «стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» лицеев, гимназий и школ. Из 17 МОУ на областной этап выдвигалось восемь учреждений, победы они одерживали шесть раз. При этом не только победители получали финансовую поддержку (миллион рублей), но и остальные учреждения в соответствии с политикой областной власти получали специальные гранты. Надо отметить, мы удовлетворены такой формой поддержки общеобразовательных учреждений. При этом считаем необходимым сокращение информационных материалов при выдвижении, более широкого спектра возможностей педагогических коллективов, реализующих вознаграждение (не только на приобретение учебного оборудования и повышение квалификации, но и на поддержание эстетики учреждения, финансирование сопутствующих учебному процессу проектов).
Да, право выдвижения предоставлено общественным структурам, но оценивание деятельности МОУ отдалено от великолукского сообщества. Именно поэтому Управление образования инициировало публичный смотр-конкурс работы муниципальных общеобразовательных учреждений, определило основные номинации, организовало Интернет-голосование. После обсуждения итогов на Совете руководителей мы убеждены: эта форма работы стала признанной в системе реализации национального проекта на муниципальном уровне. Сейчас необходимо внести изменения в положение, предложенные руководителями МОУ и определиться в муниципальных преференциях, которые надо предоставлять победителям городского смотра-конкурса.
• На конкурс «лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование» выдвигалось более тридцати педагогов города, четырнадцать из них победили. Безусловно, это важнейшее направление национального проекта, но, на наш взгляд, именно здесь наибольшая заорганизованность и непомерное число требований к оформлению материалов. Кроме того, чтобы подготовить документы необходимо участие многих работников учреждения, победу же одерживает лишь сам педагог, что зачастую вызывает проблемы и напряжение в коллективах.
• По направлению «внедрение современных образовательных технологий» уже к марту 2007 года нами первыми в Псковской области произведено подключение школ города Великие Луки к сети Интернет. Сегодня мы имеем эффективный информационный Интернет-портал «Великолукское образование» (www.eduvluki.ru), в котором есть сайты каждого образовательного учреждения города. Интернет-портал разместил баннеры электронных ресурсов федерального образования, ссылки на сайты структур, взаимодействующих с Управлением образования Администрации Великих Лук, банк учебно-воспитательных разработок, создана практически единственная в России система виртуального сопровождения школьных библиотек. Вхождение четырех общеобразовательных учреждений Великих Лук в Гимназический союз России позволило получить первую в Псковской области спутниковую систему (Лицей №11, вторая система устанавливается в гимназии), которую мы начали использовать при проведении федеральных научно-практических конференций и дискуссий школьников и педагогов. У Управления образования есть идеи организации, с использованием ее возможностей, математических турниров имени Софьи Ковалевской и Ивана Виноградова, мероприятий для молодых учителей. • Педагоги города по достоинству оценили программу «Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием» и Псковский областной проект «100 школ». К сентябрю 2008 года мы получили оборудования на сумму в двенадцать миллионов рублей. Однако отмечаем, что федеральные поставки предоставляют школьникам не самое современное оборудование, зачастую и низкого качества.
• Значительна федеральная помощь и тем, кто связан с дошкольным образованием. Впервые в порядке компенсации за содержание детей в МДОУ родителям 4 тысяч 60-и детей выделено более 7 миллионов рублей в год, произведено стопроцентное погашение стоимости затрат 440 детям, имеющим ограничения по состоянию здоровья (более 9 миллионов рублей). Кстати, именно Отдел экономического прогнозирования, бухгалтерского учета и контроля Управления образования обрабатывает ежемесячно счета родителей более четырех тысяч детей, перечисляя до 600 тысяч рублей федеральных компенсаций!
• В ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования общеобразовательные учреждения Великих Лук перешли на новую систему оплаты труда, что позволило сразу повысить заработную плату педагогов в среднем на 36%, с учетом администрации МОУ на 51%. Сегодня это повышение по сравнению с маем 2007 года составляет для педагогов 50% и средняя заработная плата вышла на сумму 7880 рублей (однако в отношении работников, занятых в сфере экономики, это составляет – 57,45%). При этом необходимо отметить, что повышение от 39% до 65% заработной платы охватило 51%, а свыше 65% – 29% педагогов общеобразовательных учреждений, не произошло повышения зарплаты у 4% учителей. Самый высокий рост оплаты труда у педагогов инновационных школ Великих Лук.
Для тех, кто сполна испытал негативное отношение государства к учреждениям образования, учебной и воспитательной работе в девяностых годах понятно, что вектор полностью развернулся в положительном для нас направлении, но общественная реакция на эти изменения в сфере образования в Псковской области и Великих Луках неоднозначная. Не очень ощущает городское сообщество усилий Управления образования, администраций образовательных учреждений, роли приоритетного национального проекта в жизни великолучан.
На вопрос федерального мониторинга (май 2008 года) «Есть ли положительные результаты Приоритетного национального проекта «Образование» в стране, области, городе (районе) и касательно Вас самих?» жителями Псковской области даны следующие ответы.
Для СТРАНЫ: «да» – 54% в среднем по области, а в среднем по Великим Лукам – 49%; «нет» – 15%, в Великих Луках – 10%;«затруднились ответить» – 31%, в Великих Луках – 42%.
Для ОБЛАСТИ: «да» – 44%, в Великих Луках – 34%; «нет» – 25%, в Великих Луках – 23%; «затруднились ответить» – 31%, в Великих Луках – 43%.
Для ГОРОДА (района): «да» – 34%, в Великих Луках – 31%; «нет» – 36%, в Великих Луках – 19%; «затруднились ответить» – 29%, в Великих Луках – 50%.
Для САМИХ: «да» – 17%, в Великих Луках – 12%; «нет» – 55%, в Великих Луках – 29%; «затруднились ответить» – 29%, в Великих Луках – 58%.
Вывод, который сделала федеральная экспертная группа: «…Великие Луки имеет наихудшее восприятие приоритетных национальных проектов в Псковской области – практически по всем из них показатели ниже среднеобластных. Даже очевидный успех в динамике по сравнению с предыдущим мониторингом (январь 2008 года) не сработал на Администрации в Псковской области, горожане склонны воспринимать национальные проекты отдельно от тех, кто их реализует на территории Псковской области».
Великолучанам необходимо знать: ежегодно со времени начала Приоритетного национального проекта «Образование» Великие Луки дополнительно получают в бюджет муниципального образования двадцать – двадцать пять миллионов рублей, что для нашего города является очень существенным.
Надо видеть, что и местные органы власти, встраиваясь в общую систему работы по модернизации образования, тоже вносят значительный вклад.
• За последние два года более чем на десять миллионов рублей приобретено для общеобразовательных учреждений оборудования и учебно-методической литературы. Особым проектом стало создание в Великих Луках первой в Псковской областикадетской школы, только прямых финансовых вложений было сделано на 5 млн. 600 тысяч рублей.
• Целенаправленно расширяется возможность предоставления услуг дошкольного образования: введено три новых детских сада(на ремонтно-строительные работы и приобретение оборудования выделено около 10 млн. рублей). В 2007 году на формирование в действующих дошкольных образовательных учреждениях дополнительных групп, реконструкцию помещений и приобретение в них учебно-развивающего оборудования направлено 1,5 миллиона рублей. Сегодня для отделений дошкольного образования в пяти общеобразовательных учреждениях выделен миллион четыреста тысяч рублей.
• Решен ряд принципиальных вопросов по обеспечению безопасности – практически закрыта тема наличия пожарных сигнализаций, во все общеобразовательные учреждения устанавливается система видеонаблюдения.
• В летний период 2008 года на ремонтно-строительные работы направлено восемь миллионов рублей.
Управление образования видит, что и эти существенные средства пока не позволяют обеспечить финансирование устойчивого функционирования сферы муниципального образования. Административно-хозяйственный отдел провел необходимый анализ и предложил великолукской городской Думе рассмотреть материалы на выделение 52 миллионов рублей муниципальным учреждениям образования. Мы считаем, что капитальный, пусть и выборочный, ремонт требуют: четыре общеобразовательных учреждения – Гимназия, Школы №1, №6 и №17 (в этом учреждении необходима пристройка для увеличения числа кабинетов начальной школы, позволяющая решить проблемы предоставления мест для младших школьников микрорайона); два дошкольных учреждения – МДОУ №16 и №18; одно учреждение дополнительного образования – ДЮСШ №3 «Олимпия». Необходимо построить не менее трех детских садов, способных принять, прежде всего, детей ясельного возраста (экономически целесообразно делать пристройки к существующим учреждениям образования, а не отдельные здания). Надеемся, что участие города в Приоритетном национальном проекте образование, ясное осознание гражданами первоочередности в обеспечении требований муниципального образования для будущего Великих Лук приведет к решению этих задач.
Безусловно, реализуя Приоритетный национальный проект, мы должны видеть его цель – а это качество образования!
Именно поэтому на всех основных семинарах и конференциях руководителей и работников муниципальной сферы образования изучаются современные научно-практические достижения в вопросах обучения и воспитания. Нашей отличительной чертой стало практическое изучение опыта в различных регионах России. Только за последние три года специалисты Управления, руководители и педагоги выезжали на семинары в Москву, Санкт-Петербург, Сергиев Пасад, Петрозаводск, города и районы Псковской области, Белоруссию, Украину, Молдову, Великобританию, Польшу, Финляндию и Эстонию. Мы заключили договоры и обеспечиваем взаимовыгодные отношения с рядом образовательных центров России: РАПКРО (Российская Академия повышения квалификации работников образования); Федеральным государственным учреждением Минобрнауки России «Федеральный институт развития образования» (ФИРО); с ГосНИИ семьи и воспитания Российской Академии образования; с Западным окружным Управлением образования Москвы и Адмиралтейским районом Санкт-Петербурга; с Кировским межведомственным научно-практическим Центром социальной педагогики; с Гимназическим союзом России. Выстроили эффективные отношения с издательскими центрами Москвы по презентации УМК по отдельным предметам и их апробации в общеобразовательных учреждениях города: «Дрофа», «Вентана Граф», «Мнемозина», издательским домом «Первое сентября», редакциями журналов «Методист» и «Обруч». Давайте отметим: этих взаимоотношений еще три года назад у нас не было!
Управление образования Администрации города Великие Луки придает важное значение подготовке и проведению единых государственных экзаменов. Опыт, который мы приобрели за семь лет эксперимента, позволил эффективно готовить учащихся Великих Лук к государственным испытаниям. Сегодня для нас уже нет дискуссий о необходимости ЕГЭ, мы видим, что их результаты помогают нашим школьникам поступить в ведущие ВУЗы страны, а это более 40% выпускников, продолжает же обучение в высшей школе в среднем до 80%.
Можем и реально оценить качество работы наших педагогов на российском уровне. Средний балл из 100 по русскому языку: в Великих Луках 62, в России 56; по математике: в Великих Луках 43, в России 38. По предметам, которые сдавало наибольшее число наших выпускников: – по биологии: средний балл в Великих Луках 57, в России 54; – по физике: в Великих Луках 60, в России 53; – по химии: в Великих Луках 68, в России 56; – по обществознанию: в Великих Луках 60, в России 56.
Согласитесь, в 2007 и 2008 году показатели по 10 предметам из 12 выше средних по России – это реальное достижение великолукского образования.
Крайне внимательно сейчас оценивается нами предложение Администрации области по новой системе аттестации педагогов, мы видим эффективность в ряде ее новационных положений, но в то же время и реальные проблемы (правовые и морально-психологические), способные без нашего ответственного организационного и критичного участия перечеркнуть заявленные цели.Борясь за повышение качества деятельности учителя путем лишь интенсификации его труда, можем в одночасье потерять самих учителей. О чем предупреждаем Государственное Управление образования и депутатов Псковского областного Собрания.
Основой работы Управления образования Администрации города стала проектная деятельность, в данном случае технология организации собственной работы, направленной на решение вопросов функционирования и инновационного развития муниципальной сферы образования.
Системообразующий проект для муниципальной сферы образования – открытость и социальное партнерство.
«Социальный мониторинг». В различных формах мы регулярно проводим изучение общественного мнения, анализируем итоги различных опросов педагогов. Результатом чего и является разработка системного пооперационного плана деятельности муниципальной сферы образования, позволяющая эффективно влиять на реализацию целей проекта. План нашей работы вместе со всесторонним анализом деятельности великолукского образования ежегодно издается в сборнике справочно-информационных материалов «Образ». Кстати, постоянному мониторингу подвергается и собственная деятельность Управления образования. Дважды в год администрации учреждений образования выставляют оценки работы отделов управления и сотрудников, выявляют лидеров муниципальной сферы образования, вносят конкретные предложения по развитию и основным проблемам деятельности Управления образования Администрации города Великие Луки. Из года в год лидерами опросов являются информационно-методический отдел и отдел дошкольного, общего, специального и дополнительного образования, МДОУ №17 и №3, МОУ «Лицей №11», «Лицей №10», «Гимназия», МОУДОД «ЦРТДиЮ». Важно, что и неформальными лидерами признаются руководитель Управления образования и его заместители, сотрудники: Н.П.Смирнова, И.В.Гончарова, Т.О.Лозницкая, С.В.Белюкова; заведующие МДОУ В.В.Панфилова, Л.Т.Дорофеева, директора МОУ И.В.Гоголев, Н.Л.Шрамова, С.Д.Козлов, директор МОУДОД Т.А.Зернова.
«Институт гражданского общества» – учреждение образования. Мы определили для себя муниципальное образовательное учреждение как один из институтов гражданского общества. Особое значение придается Советам. В Уставе каждого муниципального образовательного учреждения определены полномочия Совета, в том числе и аспекты его участия в финансово-хозяйственной деятельности. Практически все нормативные правовые акты Администрации города, касающиеся деятельности сферы образования, имеют адресность и в отношении Советов муниципальных образовательных учреждение, закрепляют за ними определенные полномочия.
«Месседж» – тематический Год образования в городе. По решению Конференции педагогов объявлялись: «Год дошкольного образования», «Год дополнительного образования», «Год педагогических династий». Главная цель — повышение престижа учреждений образования, доверия и уважения к профессии педагога. Следующий год в России – Год молодежи. Мы предлагаем в великолукском образовании объявить Год детских общественных организаций и детского самоуправления.
«PR» педагогов, муниципальных учреждений образования. Все, что мы делаем в сфере образования, тут же находит отклик в СМИ. В «Великолукских ведомостях» еженедельно выпускался публичный доклад, который знакомил горожан со всеми направлениями деятельности одного из муниципальных образовательных учреждений. Сейчас такой договор мы заключили с «Великолукской правдой. Новости».
Поиск системной общественной поддержки деятельности педагогических коллективов привел к формированию идеи публичных общественных конкурсов профессионально мастерства. Мы разработали свою систему проведения конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования года». Это публичный конкурс, информация об участниках которого размещается на Интернет-портале. На сайте демонстрируется портфолио претендента, его творческая работа. Там же организуется и Интернет-голосование, и те, кого выбрали граждане, выходят в финал. Судя по многочисленным статьям в федеральной прессе, этот вариант профессионального конкурса признан эффективным и интересным. Здесь есть и еще один аспект – гранты участников одного конкурса, а это зачастую до 80 тысяч рублей, выделяются меценатами, благодаря организационным усилиям работников Управления образования.
Локальный импульс – «экспериментальные площадки». В сфере нашей ответственности 49 муниципальных образовательных учреждений. Мы делаем все возможное для того, чтобы каждое из них имело «свое лицо». Наша философия — поддержка инновационной деятельности, работа в режиме развития. Управление образования Администрации города Великие Луки совместно с администрацией МОУ разрабатывает концепцию развития учреждения, выводит коллективы на муниципальную экспертную комиссию, итогом обсуждения на которой и становится локальный экспериментальный проект. Наиболее значимые проекты получают статус «городской экспериментальной площадки». Статус – общественное признание и материальные дивиденды муниципальному образовательному учреждению. Сегодня 26 «городских экспериментальных площадок», областных – 8, четыре федеральных.
Инновации являются для великолукского образования ресурсом реализации федерального проекта «Актуальные задачи современной модели образования». Принципы инновационной работы - это экспериментальная отработка нововведений, а в случае положительной результативности, их целевое внедрение в практику муниципальной сферы образования. Именно так реализован проект «кадетское образование», приведший к открытию Кадетской школы. Проект интеграции православной культуры и образовательной деятельности, позволивший сегодня ввести уроки православной культуры и этики в большинстве школ, создать православные центры в детских садах, организовать православный волонтерский лагерь в Клину (родина святителя Тихона), организовывать православные конференции (с этого учебного года - Святотихоновские образовательные чтения).
Сегодня для нас важной является экспериментальная деятельность МОУ «Школа №1» по отработке модели «Школа формирования здоровья», МОУ «Школа №2» по проблемам комплексной информатизации общеобразовательного учреждения, МОУ «Педагогический лицей» по теме «Воспитание педагога», МОУ «Школа №5» по адаптация модели «толстовская школа», МОУ «Школа №6» по формированию социально-культурного образовательного комплекса, МОУ «Школа №7» по теме «Школа имени Александра Сергеевича Пушкина», МОУ «Школа №9» по вопросам лицейского образования спортивно-педагогической направленности, МОУ «Лицей №10» по вопросам создания Школы гражданского становления, МОУ «Лицей №11», как системы построения индивидуальной траектории развития учащихся, МОУ «Школа №13» как общественный ресурс и организационные условия перехода общеобразовательного учреждения в режим гимназического образования, МОУ «Школа №16» по теме формирования системы лицейского образования, связанного с российскими железными дорогами, МОУ ДОД «ЦРТДиЮ» по отработке вопросов системной интеграции дополнительного и основного общего образования. В сфере дошкольного образования наиболее ценной является экспериментальная работа по темам: «Дошкольное образование в условиях общеобразовательного учреждения» (школа №6,7,9,13, Кадетская школа), «Формирование модели психофизического развития воспитанников дошкольного учреждения и поддержки детей с ограничениями по состоянию здоровья» (МДОУ №2,5,12,19,26), «Моделированию системы оценки качества образования в ДОУ» (МДОУ №17), «Моделирование гражданского и духовно-нравственного воспитания детей в условиях МДОУ» (МДОУ №3,4,8,13), «Технология Монтессори в дошкольном образовательном учреждении» (МДОУ №25), «Вальдорфская педагогика в условиях дошкольного образовательного учреждения» (МДОУ №20).
Важное значение сохраняют проекты «Социальное партнерство», «Информатизация муниципальной сферы образования», «Ветеран педагогического труда» и т.д.
Какие же еще проблемы и задачи видит Управление образования Администрации города Великие Луки в этом учебном году.
Введение федеральных показателей оценки деятельности муниципалитетов, в том числе, и по сфере образования, ставят задачу прагматично добиваться эффективности в реализации конкретных направлений модернизации. Необходимо совершенствовать информационную составляющую при реализации приоритетного национального проекта «Образование», используя материалы федерального проекта «Современные модели образования», вернуться к формированию муниципальных целевых программах развития сферы образования.
Есть и оперативные задачи: прежде всего это новый уровень организации и проведения ЕГЭ; обеспечение качественной и объективной аттестации педагогов; дальнейшее внедрение информационных технологий; правовое закрепление системы общественного участия в жизнедеятельности муниципальных учреждений образования; целенаправленное совершенствование патриотического и гражданского образования.
Анализ нашей деятельности в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование», ресурсы, которыми обладают Управление образования Администрации города Великие Луки и администрации муниципальных образовательных учреждений, позволяют утверждать: концепция функционирования и развития великолукского образования, методы и технологии нашей работы отражают принципы современной модели образования, дают гарантию ответственного и эффективного труда педагогического сообщества для граждан города, для юных великолучан.