«Великолукское образование гражданам Великих Лук»
Великолукское образование в юбилейном для Великих Лук году.
Д. Лихачев:
«Сколько слов уже сказано: не делай зла, будь честен, добр, справедлив. И все-таки каждый раз хочется говорить о высоте человеческих отношений.
Меня сейчас больше всего именно этот вопрос волнует
- этическое существование человека, страны, общества.
Я размышляю, задаю сам себе вопросы,
что же происходит сегодня, что нужно сделать,
чтобы сохранить личность, достоинство человека, культуру?
Вспоминается одна история. В 20-х годах в университете на одной из лекций студент спросил старого профессора, для чего это нам, строящим новую жизнь, нужно все это старье книги, картины, манеры, искусство.
Вся эта так называемая культура.
Профессор помолчал, а потом ответил: «Господа, в жизни нам приходится решать несколько вопросов красиво это или некрасиво, благородно или неблагородно? Справедливо или несправедливо?
Так вот, культура помогает нам отвечать на эти вопросы».
Великолукские образование, продолжая работу по реализации основных направлений образовательной политики в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования, встраиваясь в фарватер Национальных проектов, гражданские традиции 840-летнего города Великие Луки закладывало, в конечном итоге, основы гуманистической культуры юных великолучан!
Для обеспечения прав граждан на образование, решения вопросов дифференцированного обучения и воспитания, в муниципальной сфере образования функционируют: 49 учреждений образования, из них – 18 общеобразовательных, в число которых входит гимназия, три лицея, школа-интернат, центр образования; – 6 учреждений дополнительного образования. В общеобразовательных учреждениях Великих Лук обучалось 10728 человек, 6525 подростков занимались в системе дополнительного образования.
Решением Коллегии при управлении образования 2006 год был объявлен «Годом дошкольного образования». Воспитание и обучение дошкольников осуществляли 26 муниципальных ДОУ, из них детских садов - 3 , детских садов общеразвивающего вида - 3, детских садов комбинированного вида -15, детских садов компенсирующего вида -2, центров развития ребёнка -3. В 2005 году произошли изменения муниципальной сети ДОУ: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был передан в государственную собственность. МДОУ «Детский сад № 6» и МДОУ «Детский сад №9» объединены в одно муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9». Введёны в эксплуатацию детские сады № 26 (на 110 мест) и №25 (на 58 мест), на месте бывшего детского дома организован детский сад №27 (3 группы на 70 мест), открыта группа на 20 мест в ДОУ №13. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения посещали 4322 ребенка, что составило 76,9% от общего количества. На начало учебного года в очереди на получение мест в ДОУ было зарегистрировано около 2000 человек, сейчас полторы тысячи семей великолучан ожидают места для своих детей. Решение этой проблемы управление образования видит в эффективном использовании площадей действующих МДОУ, изменении режима работы, исходя из предложений родителей, открытия групп предшкольного образования детей на базе общеобразовательных учреждений, поддержке частной инициативы в создании платных групп.
В 2005-2006 учебном году продолжилась работа по и обновлению содержания образования, обеспечению его эффективности, прежде всего через индивидуализацию и профилизацию, совершенствовалась система социальной и правовой поддержке учащихся и воспитанников муниципальных учреждений образования, развивалось социальное партнерство.
Во всех общеобразовательных учреждениях педагоги приступили к апробации предпрофильной подготовки выпускников основной школы, реализовывали программы профильной подготовки учащихся. Продолжалось участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена.
Лицеи №10 (директор Игорь Викторович Буйко) и №11 (Альвина Павловна Никифорова) активно участвовали в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. ДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Росинка» (заведующая Людмила Титовна Дорофеева), ДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №5 «Здравушка» (Галина Николаевна Тимошенко), ДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Радуга» (Валентина Васильевна Панфилова), работая в статусе областной экспериментальной площадки, отрабатывали инновационные формы оздоровления детей, развития личности ребенка, формировали новую систему оценки качества работы учреждений дошкольного образования.
В 2005/2006 учебном году окончили 11-е классы муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений 1065 учащихся. Выпускников 11-х классов с золотой медалью – 45, с серебряной медалью – 71, 52 выпускника 9-х классов получили аттестат особого образца. Эти достижения наших учащихся и их педагогов по-прежнему самые высокие в области!
Пятый год государственная итоговая аттестация выпускников проводится в форме ЕГЭ, что позволяет вести системный мониторинг результативности учебной работы в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Результаты по всем предметам, кроме математики и биологии выше среднеобластных и российских по всем параметрам (успеваемость, качество знаний, средний балл). В сравнении с прошлым учебным годом выше результаты по выбранным предметам. Результат по биологии выше уровня прошлого года и выше российского уровня, но уступает среднеобластному (не справилось с работой 1,3%, по области – 0,7%, качество знаний составило 65 %, по области – 66,4%). По обществознанию качество знаний составило 93%, по английскому языку – 100%, по физике – 90 %, географии – 75 %, химии – 74%. Выросло качество знаний по русскому языку с 55% до 61%, однако увеличилось количество выпускников, получивших неудовлетворительную оценку. Вызывают тревогу результаты ЕГЭ по математике, которые ежегодно ухудшаются; в этом году с 20,4% до 21,8% возросло количество несправившихся с экзаменом (по области 14,9%, по России – 19,9%), несколько повысилось качество знаний с 40% до 43%, однако этот показатель все же ниже областного (49%) и российского (46%) уровней. Необходимо отметить муниципальные общеобразовательные учреждения, достигающие высокие результаты по ЕГЭ. Гимназия (директор Сергей Дмитриевич Козлов) по всем сдаваемым предметам имеет 100 % успеваемость, а также показывает высокий процент качества знаний (русский язык – 86%, математика – 71%, физика -92%, биология, обществознание, английский язык – 100%). Школа №13 (директор Галина Андреевна Гололобова) и в этом году занимает по городскому рейтингу ЕГЭ второе место, в этом учреждении образования по физике, биологии, истории России, обществознанию качество знаний составило 100%, результаты обязательных экзаменов выше среднегородских. Педагогический лицей (директор Юлия Александровна Ярышкина) имеет третье место в рейтинге, кроме математики успеваемость по всем предметам – 100%, по русскому языку имеют второй результат по городу (100% успеваемость, 82% качество знаний). Значительно повысила свои результаты (с 10 до 4 места) школа №7 (директор Александр Александрович Голубев), показатели по всем предметам выше среднегородских. С сожалением констатируем снижение показателей в Школе №9,№1,№16. Неудовлетворительными остаются результаты по ЕГЭ в Школе №8 и №17.
Д. Лихачев:
«Мне хочется напомнить мысль, быть может, банальную, но для меня очень серьезную: небольшой шаг для человека - большой шаг для человечества. Исправить человечество нельзя - можно исправить только самого себя. Накормить ребенка, не сказать грубого слова, перевести через дорогу старика, утешить плачущего, не ответить на зло, дорожить своим призванием, суметь смотреть в глаза другому человеку. Все это гораздо проще для одного человека, но для всех сразу очень трудно. Вот почему всегда нужно начинать спрашивать с себя. Это ведь тоже признак культуры - жить, не слишком многое себе прощая».
В муниципальной сфере образования работает 2880 педагогических работников. Нам тоже хочется сказать банальность, великолукские педагоги – это золотой фонд России. Можно сетовать на разные проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе, но то, что сегодня в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, центрах детского творчества работают настоящие патриоты профессии и нашей страны – это аксиома.
Мы гордимся достижениями их труда, успехами великолукского образования, однако модернизации образования, концепция Национальных проектов требуют кардинального совершенствования учебно-воспитательной деятельности, общественной демонстрации состояния и инновационных достижений учреждений образования!
В этой связи особое значение приобретают вопросы современной профессиональной компетентности работников образования. В течение учебного года 696 педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, технологии, физической культуры, заместителей директоров по научно-методической и учебно-воспитательной работе прошли различную курсовую подготовку, из них – 552 в Великих Луках. 20 педагогов успешно завершили обучение на курсах профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений «Менеджмент в образовании». Мы искренне благодарны за эффективное сотрудничество в этом вопросе ПОИПКРО и его руководителю Людмиле Кузьминичне Фомичевой. Третий год учителя начальных классов – участники областного эксперимента по апробации УМК «Перспективная начальная школа». Преподаватели немецкого языка повышают свою квалификацию на семинарах Немецкого Культурного Центра имени Гете в Санкт-Петербурге и Москве, французского языка проводят семинары с приглашением преподавателей и методистов Культурного Центра французского языка Санкт-Петербурга. В конце учебного года в Гимназии состоялось открытие межкультурного клуба имени Бальзака при участии Генерального консула Франции г-на Паскаля Мобера. Участниками двухгодичного семинара «Стокгольмская школа экономики в России» в Псковском Вольном институте стали преподаватели экономики Школы №2 и Лицея №11. Учителя биологии провели интереснейший семинар по вопросам экологического воспитания школьников на базе Себежского национального парка. Для проведения отдельных курсов, семинаров, консультаций учителей химии, математики, биологии, физической культуры, педагогов-психологов, валеологов привлекались сотрудники учреждений высшего профессионального образования Великих Лук (ВГСХА, ВЛГАФК, ПГУПС, СГА). С целью расширения возможностей повышения квалификации педагогов, преподающих предметы эстетического цикла, осуществлялась совместная деятельность с великолукским Центром эстетического воспитания. А на базе нашего Центра гражданского образования при поддержке Псковской региональной общественной организации «Псковская глубинка» и Ресурсного центра «Международной амнистии» Москвы прошли семинары для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, преподавателей в области прав человека.
Результативно в течение многих лет работают ГМО учителей начальных классов (руководитель Людмила Васильевна Шабанова), учителей русского языка и литературы (руководитель Наталья Михайловна Ветрова), учителей математики (Татьяна Леонидовна Федорова), учителей французского и немецкого языков руководители (Валентина Даниловна Бурмистрова и Наталья Михайловна Писюкова) и педагогов-психологов (Татьяна Сергеевна Савенкова).
На высоком теоретическом и практическом уровне прошли семинары руководителей муниципальных учреждений образования на базе Школы №12 «Формы и методы организации элективных курсов в условиях сетевой и внутришкольной организации предпрофильного обучения», Школы №6 «Работа школы по обеспечению системного подхода в управлении индивидуальным образованием, воспитанием и развитием школьника», для заместителей директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе в Лицее №10 «Научно-методическое сопровождение урока как основной структурной единицы образовательного процесса», для заместителей директоров по воспитательной работе в Школе №7 «Современные формы организации гражданского воспитания».
Занятия Школы молодого специалиста строились в форме круглых столов, практикумов, консультаций, тренингов, мастер-классов, основой которых являлось знакомство с практической работой педагогов – лидеров великолукского образования. Традиционно была организована поездка в Москву на встречу с молодыми педагогами других регионов, в этот раз наши учителя участвовали в международном «Брейн-ринге».
Информационная поддержка и методическая помощь осуществлялась и за счет функционирования Интернет-сайта «Великолукское образование». Сайт включает разделы для педагогов, учащихся, родителей, страницы образовательных учреждений, имеет многоуровневый новостной блок, знакомит с национальными проектами, нормативными правовыми документами образования, предоставляет полную информацию по ЕГЭ, обеспечивает документооборот в муниципальной сфере образования, устанавливает прямые многосторонние связи между субъектами учебно-воспитательной деятельности. Сайт обеспечивает свободный доступ к муниципальным, региональным, российским информационным базам. В этом учебном году с помощью великолукского образовательного Интернет-ресурса было организовано методическое сопровождение августовского педагогического совета, заседаний методических объединений, семинаров, конференций, конкурсов педагогического мастерства. Через сетевые формы взаимодействия (форум) обсуждались различные проблемы и перспективы великолукского образования. Главное достижение сайта «eduvluki.ru» – великолукское образование стало открытым для граждан нашего города!
На новый уровень вышла деятельность муниципального Ресурсного центра. На его базе в течение учебного года проводились семинары учителей-предметников по итогам единых государственных экзаменов и консультации для учащихся по подготовке к ЕГЭ, оказывалась помощь при аттестации педагогических кадров и при разработке муниципальных проектов в сфере образования, осуществлялось техническое и технологическое обеспечение проведения предметных олимпиад. На базе Ресурсного центра прошло обучение 10-ти групп педагогов (78 человек) по программе Intel «Обучение для будущего». За эту работу выражаем благодарность Кремковым Игорю Олеговичу и Елене Витальевне, Юрию Юрьевичу Репях.
Важное значение по внедрению инноваций, в том числе информационно-коммуникационных технологий придавалось школьным библиотекам. С помощью компьютеризации и создающихся сегодня на сайте «Великолукское образование» «виртуальных справок» – страниц школьных библиотек, открываются новые возможностей для диалога – он-лайн общения подростков и взрослых. На 900 тысяч рублей в этом учебном году пополнен фонд учебной и методической литературы. Приобретение учебников организуется централизованно – через фирму «Март», многолетнего партнера великолукского образования. Кроме того, Западным окружным департаментом образования Москвы благотворительно нам передано учебной литературы на 20 тысяч рублей.
Участие педагогов нашего города во всевозможных форумах педагогического мастерства, проектах и конкурсах становится важным фактором профессионального роста и раскрытия творческого потенциала работников муниципальных учреждений Великих Лук.
Образовательные учреждения и педагоги приняли участие в реализации национального проекта «Образование» по следующим направлениям:
• дополнительное вознаграждение за классное руководство (450 классных руководителей систематически получают денежное вознаграждение);
• стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющие инновационные образовательные программы. Представлены материалы от пяти общеобразовательных учреждений (в число 13 победителей от Псковской области вошли МОУ «Лицей №10», «Лицей № 11», «Педагогический лицей»);
• поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений (за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование). В конкурсную комиссию были представлены документы учителя физики школы №7 Эдуарда Максовича Марголина, учителя истории школы №5 Владимира Викторовича Орлова, учителя физики лицея №11 Валентины Васильевны Токаржевской, учителя начальных классов гимназии Натальи Павловны Трифоновой, учителя начальных классов лицея №11 Ирины Викторовна Барановой и учителя начальных классов лицея №10 Ольги Васильевны Федосеевой.
В этом, юбилейном для Великих Лук году, Управлением образования, городским комитетом профсоюза работников образования при участии меценатов и заинтересованных лиц был организован конкурс «Учитель года - 2006». Можно считать, что это был наш МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. Перед организаторами конкурса стояли задачи: стимулировать исследовательскую деятельность учителей и их профессиональный рост, формировать положительное общественное мнение о современном учителе, повысить престиж профессии педагога, поддержать педагогов, умеющих отстаивать свою профессиональную и гражданскую позиции. Во втором туре конкурса (а он проводился в три этапа) приняли участие 18 педагогов общеобразовательных учреждений Великих Лук. Общественности была предоставлена возможность познакомиться с портфолио конкурсантов, в котором содержится обобщение опыта работы каждого педагога, его достижения в сфере образования. Данное портфолио располагалось в Интернете на сайте Великолукского образования. Там же все желающие могли оценить работу учителя и отдать свой голос «за» или «против». И именно потому, что данный этап оказался наиболее обсуждаемым, имеющим массу противоречивых мнений, мы считаем его состоявшимся и весьма результативным: достижения педагогов, результаты их работы стали доступны общественности, получили высокий резонанс и в целом положительную оценку. Лауреатами конкурса стали Елена Николаевна Сафонова, учитель начальных классов Школы №2, Наталья Ивановна Лапутина, учитель математики Школы №2, Анатолий Анатольевич Максимов, учитель истории Школы №16. Победителями в номинациях стали «Учитель-Мастер» - Ирина Кузьминична Мохова, учитель начальных классов Гимназии, «Учитель-Исследователь» - Лариса Мечиславовна Васюцкая, учитель химии Школы №6, «Учитель-Лидер» - Ольга Федоровна Котова, учитель начальных классов Педагогического лицея. А высокого звания «Учитель года» удостоена Елена Ивановна Беляева, учитель математики Гимназии.
Подобным образом был организован и городской конкурс «Педагог дополнительного образования», лауреатами которого стали Ирина Павловна Ключникова (руководитель хореографической студии лицея №10), Светлана Олеговна Фомичёва (руководитель хореографического коллектива ЦРТДиЮ), Маргарита Витальевна Фёдорова (руководитель детского объединения «Лепка из глины» ЦРТДиЮ), Дмитрий Михайлович Бурмистров (педагог дополнительного образования ДЮКФП №1).
Учителя истории и обществоведения Ирина Алексеевна Мамедова (Школа № 7) и Людмила Николаевна Кононенко (Школа №18) приняли участие в областном туре Всероссийского конкурса «Проблема взаимоотношений общества и власти в школьном курсе истории и обществоведения» и республиканском конкурсе «Лучший урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», им были вручены специальные призы за организацию исследовательской работы в процессе урока.
Учитель физической культуры школы №7 Ольга Васильевна Карпенкова и методист управления образования Светлана Валентиновна Белюкова заняли первое место по итогам областного этапа VII всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам тристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися.
В проводимом ПРОО «Псковская глубинка» областном конкурсе методических разработок по теме «Уроки толерантности» первое место заняла Зоя Васильевна, Фёдорова заведующая отделом туризма, краеведения и экологии Центра развития творчества детей и юношества, 2 место – Ирина Михайловна Кузьмина, учитель истории Лицея №10, 4 место – Надежда Васильевна Осипова, учитель истории Школы №1, 5 место – Валентина Николаевна Харченко, заместитель директора по воспитательной работе и Ольга Анатольевна Михайлова, учитель истории Школы №2.
Наталья Николаевна Солодкова, заместитель директора по научно-методической работе Школы №2, заняла первое место в областном этапе Всероссийского конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб», посвящённом истории государственной символики России в номинации «Сценарии мероприятий, праздников, классных часов».
Активным было участие педагогов нашего города в работе областных научно-практических конференций: «Логопедическая служба области в условиях модернизации», «Здоровые дети – здоровая Россия» и «Организация – деятельности районных и городских методических объединений психологов».
В течение учебного года активно участвовали в научно-методических проектах под руководством ученых ПОИПКРО: – «Общественно-государственное управление образовательным учреждением» Лицей №10 и Школа №2, – «Урок XXI века» Школа №2, – «Перспективная начальная школа» Педагогический лицей и Лицей №11, школы №2, №5, №6, №7, №8, №9, №17), – «Воспитательная система образовательного учреждения» Лицей №10, Педагогический лицей, – «Технология управления внедрением инноваций по профессиональному сопровождению учащихся» школы № 1,6,13.
Все большее место в работе школ занимает программа развития творческого мышления «Учусь творчески мыслить», в нее включились школы №1, №6, №7, №9, №13, Педагогический лицей, Гимназия. Мы благодарим Великолукскую государственную академию физической культуры, на базе которой был проведен семинар по данной программе.
Одним из важных событий в этом году стало участие педагогов нашего города в проекте Национального Фонда переподготовки кадров по созданию мультимедийных учебников по химии, экономике, математике. Этой работой занимались методист управления образования Татьяна Олеговна Лозницкая, учителя Гимназии Елена Ивановна Беляева и Лицея №10 Наталья Михаиловна Любавина, Школы №16 Инесса Юрьевна Баранова, Школы №2 Ольга Романовна Панфилова, Школы №6 Лариса Мечиславовна Васюцкая, Школы №13 Ольга Васильевна Ершова. Учебники по экономике и математике успешно выиграли первый этап (для сравнения: на конкурсе НФПК издательство «Просвещение» выиграло три учебника, великолукские педагоги два).
Как бы не было сложно, но нашим педагогам, при поддержке администраций образовательных учреждений, необходимо более активно принять участие в конкурсах, организуемых в рамках Национальных проектов, достижения великолукских педагогов должны получить заслуженную государственную поддержку и общественное признание!
Модернизация требует пересмотра режима работы муниципальных учреждений, содержания образования, исходя из требований обеспечения здоровья детей, включать в учебно-воспитательный процесс профилактические и оздоровительные мероприятия.
Физическое и психическое здоровье детей – эта тема стала главной в системе работы великолукского образования. Интересной и эффективной признается практика деятельности Центров сопровождения в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Данный вопрос неоднократно обсуждался на городских семинарах, в комиссии по делам несовершеннолетних, а сегодня нашему проекту: «Школьные центры сопровождения» уделяется пристальное внимание и в Псковской области. Мы высоко оцениваем труд педагогов-организаторов по валеологической работе: Елены Иннокентьевны Новак (Школа №5), Елены Михаиловны Захаровой (Школа №8), Ольги Владимировны Екимовой (Лицей №10), Ольги Валерьевны Щербаковой (Лицей №11) и педагогов-психологов: Натальи Владимировны Дюбовой (Школа №1), Ирины Алексеевны Кораблевой (Школа №8), Татьяны Сергеевны Савенковой (Школа №9), Ольги Александровны Давыдик (Лицей №10), Нины Анатольевны Яковлевой (Лицей №11), Елены Викторовны Ильюшиной (Школа №12), Марины Александровны Калининой (Школа №16). Всяческих похвал заслуживает практическая деятельность Школы №1, отрабатывающей, как экспериментальная площадка, модель «Школа формирования здоровья» и Педагогического лицея, реализующего проект «Программа здоровья».
Особое внимание вопросам здоровьесбережения мы придаем в системе дошкольного образования. В детских садах сохраняем дифференцированный режим пребывания детей в ДОУ: 10,5-часовой, 12-часовой, 24-часовой. По запросу родителей количество групп с 12-часовым режимом пребывания увеличилось с 18 до 22, с 24-часовым – с 14 до 15. Сохраняем и развиваем структуру групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. В муниципальных детских садах функционировало 64 группы компенсирующего назначения для детей с нарушениями речи, зрения, интеллекта, а также для детей с туберкулёзной интоксикацией, неврологической, аллергической патологией. Работала группа для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии. Впервые в городе были открыты группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и со сниженным слухом на базе ДОУ №26. Детям, посещающим специализированные группы, предлагалась квалифицированная медико-педагогическая помощь, диагностика и коррекция имеющихся дефектов, предупреждение вторичных и последующих отклонений в развитии, коррекция сопутствующих недостатков, что потребовало значительных организационных усилий со стороны Управление образования и руководства здравоохранения города, за эту работу мы искренне признательны главному врачу МУЗ «Детская больница» Татьяне Алексеевне Меньковой. Нами совместно был проведён ряд совещаний, обновлён банк данных о детях с проблемами в развитии. В детских садах функционировали физкультурные залы, комнаты психологической разгрузки, физиотерапевтические кабинеты, оснащённые специальным лечебно-профилактическим оборудованием. На протяжении всего года оказывался широкий спектр оздоровительных услуг, с использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов оздоровления: закаливание, оздоровительный массаж, фитотерапия, физиолечение, ароматерапия, цветотерапия.
Мы отмечаем эффективную работу педагогов-психологов Светланы Анатольевны Тимофеевой (ДОУ №2), Светланы Владимировны Родителевой и Натальи Николаевны Тихомировой (ДОУ №17), Ольги Николаевны Белашовой (ДОУ №22); логопедов детских садов Елены Альбертовны Масайкиной (ДОУ №11) и Людмилы Николаевны Орловой (ДОУ №16).
Значительных результатов по снижению заболеваемости добились коллективы ДОУ №2 (заведующая Ольга Николаевна Никитина), №3 (Людмила Титовна Дорофеева), №7 (Татьяна Ивановна Иванова), №8 (Татьяна Юрьевна Ефимова), №9 (Лариса Ивановна Сушкова), №12 (Елена Магомедовна Исаева), №15 (Зоя Ивановна Елина), №18 (Альбина Семёновна Тиханова), №19 (Ольга Анатольевна Качнова), №21 (Татьяна Евгеньевна Захарова), №22 (Любовь Александровна Байбина).
Однако количество дней пропущенных по болезни одним ребёнком увеличилось по сравнению с прошлым годом и составило в среднем 10 дето/дней. Наиболее тревожным событием стало у нас массовое желудочно-кишечное заболевание детей МДОУ №1. Усилить работу по укреплению здоровья воспитанников и профилактике заболеваний необходимо дошкольных образовательных учреждениях №10,11,13,16,20. По-прежнему не соответствует установленным требованиям нормы питания детей, что тоже должно получить пристальное внимания Советов и администраций дошкольных образовательных учреждений.
Великолучане отмечают высокий уровень и качество предоставляемых ДОУ образовательных услуг. Прежде всего, это относится к комплексным и парциальным программам, направленным на познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие, формирование первоначальных основ патриотизма и гражданственности, воспитание культурного и экологически грамотного поведения. Кроме традиционно положительно отмечаемых в этом плане дошкольных образовательных учреждений, мы выделяем и работу коллективов МДОУ №26 под руководством Ирины Васильевны Мозговкиной) и МДОУ №27, где заведующая Людмила Васильевна Бицуля, целенаправленную и эффективную работу заместителей Нины Никитичны Тарасовой (МДОУ №8), Елены Викторовны Исаковой (МДОУ №5) и Зинаиды Васильевны Поварещенковой (МДОУ №19).
Но необходимо отметить, что использование парциальных программ не всегда отвечает задачам целесообразности. Назрела необходимость оформления целостных концепций образовательной деятельности каждого ДОУ.
Высокой оценки со стороны граждан Великих Лук деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений способствовали и бесплатные дополнительные образовательные услуги: театральные и изостудии, спортивные секции, клубы и кружки позволяли в большой степени удовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей, делали педагогический процесс в ДОУ более гибким и дифференцированным.
Сегодня можно говорить и о первых результатах в направлении информатизации сферы дошкольного образования, лидерами в этом стали ДОУ №2 (заведующая Ольга Николаевна Никитина), №3 (Людмила Титовна Дорофеева), №17 (Валентина Васильевна Панфилова), №26 (Ирина Васильевна Мозговкина). В работе с дошкольниками используются программы «Логопедический тренажёр для речевой реабилитации», «Волшебный мир компьютера» (воспитатель ДОУ №3 И.Н.Филиппенко), «Компьютер – это здорово!» (воспитатель ДОУ № 17 Н.Н.Тихомировой).
В течение учебного года педагоги делились опытом работы на Псковской областной научно-практической конференции «Логопедическая служба области в условиях модернизации образования» (ДОУ №2,11,12,17), областном семинаре руководителей дошкольных образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях» (ДОУ №3,17), конференции работников муниципальной сферы образования «Православное образование в современной школе» (ДОУ № 4, 9, 19).
Впервые в Великих Луках был проведён и общественный конкурс «Воспитатель года – 2006». В нём приняли участие педагоги ДОУ № 1,2,3,7,19,20,21,22,23. Почётное звание «Воспитатель года» завоевала педагог-психолог ДОУ №22 Ольга Николаевна Белашова, а победителями в номинациях «Воспитатель-мастер» и «Педагог-профессионал» стали воспитатель ДОУ №23 Татьяна Владимировна Царёва и учитель-логопед ДОУ №23 Татьяна Владимировна Самарина.
Важным достижением в развитии системы дошкольного образования считаем налаживание партнёрских отношений с отделом дошкольного образования Департамента образования западного округа Москвы. Детские сады №2,5,8,9,13,16,17,19,21,22,23,24,26 заключили долгосрочные соглашения с учреждениями дошкольного образования Москвы. С целью улучшения методики воспитания и обучения детей в ДОУ уже сегодня осуществляется обмен педагогами, учебно-методическими материалами.
Заключили мы и предварительное соглашение о взаимодействии с лабораторией предшкольного и дополнительного образования Федерального института развития образования. Рассматривается возможность вступления наших учреждений в эксперимент по отработке содержания предшкольного образования.
Д. Лихачев: «Любая гуманитарная, то есть направленная на человека,
сосредоточенная на человеке, концепция делает жизнь безопасной,
сглаживает печали и колючести жизни.
Обратите внимание, все диктаторы, особенно века двадцатого, -
люди невежественные, недоучившиеся.
Один не закончил семинарию, другой - университет, третий остался ефрейтором. Они неполноценны. И людей воспринимают и рассматривают со своей, неполноценной, точки зрения. Они многое не понимают в науке, искусстве, в отношении между людьми и злятся, завидуют другим, тем, которые понимают. Бескультурье - это страшный комплекс неполноценности».
Важное место в деятельности великолукского образования занимают вопросы, связанные с организационно-педагогическим сопровождением одаренных школьников. Учащиеся, проявляющие интерес к учебно-исследовательской деятельности имеют возможность заниматься в школьных научных обществах, Псковском областном центре развития одаренных детей и юношества, посещать факультативы, спецкурсы, участвовать в олимпиадном движении, конкурсах, конференциях.
21 призовое место – таков результат участия юных великолучан в областном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Их завоевали учащиеся Гимназии, Лицея №11, школ №2,5,7, 9,13. Наиболее успешно наши учащиеся выступили на олимпиаде по химии и заняли пять призовых мест. Это гимназисты Трескунов Игорь и Петрова Инна (на их счету два первых места), Куличков Александр (Школа №5) – второе место, Основская Александра (Школа №7) – третье место. Лосев Евгений, учащийся Лицея №11, стал призером двух олимпиад: по химии (третье место) и по биологии (третье место). Третий год успешно выступают на олимпиаде по экологии учащиеся Школы №13: Сазонова Татьяна (первое место) и Карпова Наталья (третье место). Самый юный участник олимпиады восьмиклассник Лицея №11 Ефимов Кирилл победил на олимпиаде по математике, а Зверев Олег, учащийся Педагогического лицея, на ней занял второе место.
Высокие достижения и у других участников олимпиады: по обществознанию – Ильин Алексей (Педагогический лицей) – I место и Быстрова Лилия (Лицей №11) – III место; по праву – Давыденко Ксения (Лицей №11) – II место; по французскому языку – Фирсова Екатерина (Гимназия) – II место и Дмитриев Иван (Школа №13) – II место; по литературе – Галкина Ирина (Школа №7) – III место; по истории России – Сергеева Варвара (Гимназия) – III место; по экономике – Сафонов Кирилл (Школа №2) – III место; по технологии – Соловьева Дарина (Школа №2) – I место, Петрова Наталья (Школа №5) – I место, Силаев Владимир (Школа № 9) – III место.
Высокие результаты показали учащиеся нашего города и на Всероссийских предметных олимпиадах. Петрова Инна, учащаяся 10 класса МОУ «Гимназия» завоевала III место на федеральном окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии в городе Санкт-Петербург и стала участницей заключительного этапа в Уфе (учитель Прощенкова Татьяна Борисовна, Заслуженный учитель РФ). Успешно выступил на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по обществознанию в Саратове Ильин Алексей, учащийся 11 класса МОУ «Педагогический лицей» (учитель истории и обществознания Барыльников Игорь Петрович, кандидат политических наук).
Учащиеся 7-8 классов лицеев №10 и №11, Школы №7 стали призерами областного конкурса «Юные дарования». Ежегодным стало участие наших школьников в работе научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее» – 18 великолукских учащихся из Педагогического лицея, лицеев №10 и №11, школ № 1, 2, 6, 9, 13 представили свои работы на конференции, 7 работ были отмечены дипломами.
Победителем XIII научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в Москве стал Дроздов Алексей, учащийся 11 класса МОУ «Лицей №11» (руководитель Станислав Петрович Шкроба, доцент, кандидат физико-математических наук). Дипломантом Всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского в Москве стала Шубовская Юлия, учащаяся 11 класса МОУ «Лицей №11», (руководитель Елена Анатоль