Доклад «Великолукское образование гражданам Великих Лук»
«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудится на пользу своей страны,
и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,
сколько возможно более и сколько возможно лучше».
Н.Добролюбов
Прежде всего, еще раз хочу поздравить всех педагогов, сотрудников муниципальной сферы образования с 60-летием Великой Победы!
Мне особенно важно сделать это потому, что в управлении образования Администрации города Великие Луки собиралась вся информация о той работе, что проводили мы с вами.
Вывод может быть только один: великолукское образование донесло до каждого маленького гражданина нашего города правду о величии подвига народов Советского Союза, разгромившего фашистского агрессора, уничтожившего в середине ХХ века человеконенавистническую нацистскую идеологию, защитившего народы Европы и мира своей экономического перспективой, жизнями миллионов своих сограждан! Педагоги Великих Лук эффективно выполнили сложную для нашего времени миссию воспитания уважения к истории поколений нашего Отечества, к гуманистическим ценностям народов России и мира!
Уважаемые учителя и воспитатели, руководители образовательных учреждений, все педагогические работники! Примите самую искреннюю благодарность за Ваш труд.
Да, деятельность в детских садах, школах, спортивных и творческих центрах была подчинена этой главной цели, но ни на минуту великолукское образование не забывало о реализации своих непосредственных профессиональных задач. А решать их было действительно сложно, и главной проблемой явилось то, что, системно реализуя Концепцию модернизации российского образования, выполнять которую обязаны на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, мы вынуждены были постоянно реагировать на новые вводные, обильно идущие от Министерства образования и науки, да и от Государственного управления образования Псковской области, от учреждений, контролирующих деятельность сферы образования. Причем, все это происходило на фоне снижения обеспечения нашей отрасли, вызванного отнюдь не результатами труда педагогических коллективов.
И то, что в таких условиях практически все требования к великолукскому образованию были выполнены, является результатом ответственного труда каждого работника просвещения и еще, я бы добавил, следствием открытости нашего образования, активным привлечением внимания граждан к состоянию и результативности труда великолукских педагогов, добрым отношением к нашей работе со стороны Администрации города и, прежде всего, мэра Великих Лук Лидии Григорьевны Голубевой.
Впереди нас ждет знаменательная для каждого великолучанина дата – 840-летие Великих Лук. Есть уверенность: великолукское образование достойно встретит юбилей своего города. Поэтому сегодня важно, говоря о деятельности муниципальной сферы образования, вспомнить, что стало исторической основой наших достижений, кто внес значительный вклад в перспективы великолукских учреждений образования.
В 1790 году в Великих Луках открыто первое малое народное училище. А к 1914 году усилиями депутатов Думы и учительства в небольшом уездном городе существовало уже 16 учебных заведений. Среди них реальное училище, женская гимназия, учительская семинария, железнодорожное училище, городские и приходские училища, церковно-приходские школы. После революции все они были преобразованы в учебные заведения нового типа: школы 1 и 2 ступени. К 1941 году система образования Великих Лук была представлена 17 школами трех типов: начальные, неполные средние и средние. В них обучалось около 6 500 детей.
После освобождения Великих Лук от немецко-фашистских захватчиков началось активное восстановление разрушенных школ и строительство новых. Уже в апреле 1944 года приняла учеников довоенная школа №9 на улице Карла Либкнехта. А 1945-46 учебный год был ознаменован открытием трех новых школ: №12, 14 и 10-й железнодорожной. Численность учащихся было не соизмерима с довоенной, но все-таки достигла 2 340 человек.
Наибольшее число образовательных учреждений (дошкольных, общего и дополнительного образования) было в Великих Луках в конце 80-х годов: 80 (13 городских школ, 4 железнодорожных, Дом пионеров и школьников, Станции юных туристов, техников, натуралистов, 11 Комнат школьника, 4 спортивные школы, 44 детских сада). Численность учащихся и воспитанников детских садов достигла 20 тысяч человек.
Мы обязаны сказать: значительную роль для развития сферы учреждений образования города Великие Луки сыграли руководители муниципального просвещения: Гусев Федор Иванович (1947-56 гг., 1964-70 гг.), Вастенкова Ольга Ильинична (1970-80 гг.), Штрейх Нина Владимировна (1980-87), Ханин Борис Юрьевич (1987-91 гг.).
Что сегодня представляет великолукское образование, в какой мере удовлетворяет запросы граждан, как реализует главную свою задачу – обеспечение доступности и качества образования?
В прошлом учебном году функционировало 52 муниципальных образовательных учреждения:
• 20 общеобразовательных, в их число входят гимназия и 3 лицея, Центр образования, коррекционная школа 8 вида, 2 интерната (обучалось 11128 человек);
• 26 дошкольных образовательных учреждений, в том числе, детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 1 ведомственный детский сад ОАО РЖД, которые посещали 4180 детей, охват дошкольным образованием составил 76%;
• 6 учреждений дополнительного образования (в их числе 4 спортивных школы), в которых занималось 9413 человек.
В сфере муниципального образования работало 3487 сотрудника.
Муниципальная сфера образования обеспечивала работу и с детьми, требующими особой поддержки. Более 400 воспитанников находилось в 7 группах для детей с туберкулёзной интоксикацией, 23 группах для часто и длительно болеющих детей, в 10 с аллергической патологией, 3-х со сниженным зрением, 30-и логопедических, 4-х для дошкольников с отклонениями в познавательном развитии, 7-и с неврологической патологией, 1-ой для детей со сложными и множественными нарушениями в развитии. Велось обучение 137 детей-инвалидов, педагоги школ работали на дому у 110 наших детей, в среднем по 200 человек в месяц обучалось в детских учреждениях здравоохранения, с ними работало 22 педагога.
Особая тема – это образование детей, имеющих асоциальное поведение. Всего на учете 311 таких школьников. Много работают с этой категорий наших воспитанников в школах №5, 9, 12, 13, ГОУ Школа №4. Более 300 сложных детей в возрасте от 11 до 18 лет находились под патронажем Центра образования.
Традиция великолукского образования – всемерная поддержка каждого ребенка, сохраняется!
Общество, выявляя проблемы, возникающие перед государством, всегда обращалось к работникам просвещения, и великолукское образование достойно отвечало на эти вызовы.
Думая о перспективах Великих Лук депутаты городской думы в 1877 году обратились в Министерство просвещения, и оно разрешило открыть в городе реальное училище, предназначенное для обучения детей всех сословий населения.
В 1918 года Отдел народного образования Великолукского Совета депутатов объявил о необходимости преобразования всех учебных заведений Великих Лук и одними из первых в стране здесь появились единые трудовые демократические общеобразовательные трехстепенные школы.
Приграничный характер губернии требовал национальных школ, и в Великих Луках создаются учреждения с преподаванием на эстонском и латышском языках.
Объявленное в 1930 году введение всеобщего обязательного начального обучения в СССР в Великих Луках было завершено уже в 1932 году.
В предвоенные годы 97% учащихся Великих Лук занимались в военно-патриотических кружках – самыми массовыми из них были кружки ОСОАВИАХИМА по подготовке летчиков и танкистов.
После Великой Отечественной войны при исполкоме городского Совета были созданы специальные комиссии по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и по оказанию материальной помощи детям фронтовиков и сиротам. В каждой из школ с участием родителей и предприятий-шефов был создан фонд всеобуча. Более 300 учащихся получили ощутимую материальную помощь. Реальным лидером этой работы была школа-интернат №1.
Уже в 1949 году в Великих Луках осуществлено всеобщее обязательное семилетнее обучение.
С 1958 года началась реализация Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Тысячи великолукских мальчишек и девчонок получили рабочие профессии. Лидерами здесь были школы №2, №5, №6, №8, №10, №49 ж/д.
С целью качественного изменения содержания образования за один 1970 год все 4-е классы были переведены на предметное обучение (особенно эффективно это осуществлялось в школах №1, №3, №7, №1 и №49 ж/д).
Реформа школы 1984 года «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» вводила одиннадцатилетнее образование. Инновационным моментом реформы было обучение детей с шестилетнего возраста, пересмотр учебных программ в плане повышения их научного уровня, введение обучения компьютерной грамотности. Лидерами в этом становятся школы №1, №3, №7, №10 и новые школы №11,12,13. А первые компьютеры появились в школах №6, №10, №11.
Реформы 1988-1991 гг., нашедшие свое отражение в «Законе об образовании» (1992 г.), положили начало отходу от единого типа учебных заведений. В 1991 году школа №3 была преобразована в учреждение нового типа – гимназию, 10 – в школу-комплекс, 11 стала лицеем.
2004-2005 учебный год не стал исключением. На новый уровень вышла работа по обновлению содержания образования, осуществлялась она с учётом региональных особенностей, практического опыта, интеллектуальных и материально-технических возможностей великолукских учреждений образования. 7 муниципальных образовательных учреждений участвуют в санкционированной государством экспериментальной работе.
В дошкольном образовании это, прежде всего, деятельность по повышению статуса. Так, в ходе аттестации детские сады №9, №20 повысили свою категорию с третьей на вторую. ДОУ № 5, 17 подтвердили звание Центров развития ребёнка, ДОУ № 16 подтвердило вторую категорию. Три дошкольных учреждения являются областными экспериментальными площадками. МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3 «Росинка» (заведующая Л.Т.Дорофеева) работает в режиме физкультурно-оздоровительного центра. В МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №17 «Радуга» (заведующая В.В.Панфилова) завершился эксперимент «Соотношение физического, личностного и интеллектуального развития дошкольников». В июне 2005 года педагогический коллектив ДОУ № 17 успешно прошёл защиту эксперимента на областном экспертном совете и получил разрешение на организацию нового эксперимента «Моделирование системы оценки качества образования в ДОУ». Медико-педагогическим коллективом МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 5» (заведующая Г.Н.Тимошенкова) завершена разработка комплексной образовательно-оздоровительной программы «Будь здоров!».
В общем образовании Лицей №10 и Лицей №11 продолжили участие в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Кроме того, Лицей №10 вошел в еще один федеральный эксперимент: «Развитие системы управления образованием на школьном уровне (Пилотная школа)». Сложным был год для всех наших лицеев, но они блестяще подтвердили свой статус во время областной аттестации. Складывается интересный опыт профильной подготовки учащихся в Педагогическом лицее, школах №9 и №12, лицеях №10 и №11, ГОУ Школа №1.
В общем образовании продолжается апробация вариантов профильной и предпрофильной подготовки. Но, объективно анализируя ситуацию, можно сделать вывод о том, что данная работа недостаточно отражает запросы учащихся и родителей, интересы города. Сегодня мы ставим перед информационно-методическим отделом Управления образования и администрациями общеобразовательных учреждений задачу завершения разработки общегородского проекта «Профильная и предпрофильная подготовка в муниципальных общеобразовательных учреждениях».
А в целом, необходимо системное знакомство с опытом, который получен в результате всех направлений экспериментальной работы, информационно-методическому отделу совместно с городскими методическими объединениями необходимо выявить и реализовать наиболее эффективные формы и методы обобщения и распространения результатов этой деятельности. Вполне возможно, и путем выпуска мультимедийных дисков «Инновационное учреждение образования города Великие Луки», что может стать и интересным проектом для ЦДЮТТ.
ИТОГИ: УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С момента вхождения в 1957 году Великих Лук в состав Псковской области развернулось официальное соревнование между двумя главными городами, а в 1967 году в соревнование включился и эстонский город Нарва. Великолукское образование достойно представляло себя в этом братском смотре, особые достижения у нас были в учебной деятельности. Наиболее ярко это продемонстрировано в 70-80-е годы школой №3 (директор Д.С.Буланьков (1969-79 гг.), школой №1 (директор А.В.Орехов (1976-86 гг.), школой №7 (директор С.К.Лакисова (1974-82 гг.).
Мы гордимся особыми достижениями наших учеников. В начале 70-х годов победителем Всесоюзной олимпиады по физике, на тот момент единственный в Псковской области, был ученик школы №3 Калинин Александр, впоследствии ученый-физик, главный хранитель Музея М.В.Ломоносова в Кунсткамере. А ученик школы №1 Логунов Павел стал призером Всесоюзной олимпиады сразу по двум предметам: химии и математике. Кононова Виктория (гимназия) в 90-х годах была дипломантом первой и призером второй Всероссийских олимпиад по русскому языку (ныне закончила МГУ). Дюков Алексей (школа №13) являлся неоднократным дипломантом Всероссийских олимпиад по химии и биологии (ныне он студент Государственного медицинского университета имени Павлова).
И сегодня сфера муниципального образования Великих Лук достойно выглядит в Псковской области. Успеваемость – 99,65% (на Псковщине – 98,8%). На 20% уменьшилось число второгодников (54 - 38 человек). Число медалистов стабильное и в пересчете на одного выпускника самое высокое на Псковщине – 92 медали (30 золотых и 62 серебряных).
Совершенно очевидно, расслоение общества, падение учебной мотивации у детей из социально незащищенных семей, снижение качества работы педагогических вузов по подготовке учителей, низкая оплата труда педагогов в самое ближайшее время может вызвать проблемы учебной деятельности. Поэтому крайне важным является пропаганда труда, направленного на получение знаний, как реального пути к благополучию личности и семьи, формирование общественной оценки достижений наших учащихся, всемерная поддержка ответственных и трудолюбивых педагогов.
Именно поэтому считаем необходимым организацию смотров-конкурсов «Ученик года», «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования года». Информационно-методическому отделу Управления образования совместно с Центром развития творчества детей и юношества необходимо разработать Положения об этих смотрах-конкурсах и провести необходимые организационные мероприятия по их реализации. Считаем важным максимальное привлечение к ним общественности, с этой целью необходимо использовать и интернет-ресурсы великолукского образования.
По мнению многих педагогов, надо продолжить встречи в Управлении образования представителей СМИ с работниками великолукского образования, достигшими значительных успехов в своей профессиональной деятельности (в прошедшем учебном году таких встреч было шесть, и на них присутствовало 72 работника образования).
Значительный общественный резонанс имеет вручения золотых и серебряных медалей мэром Великих Лук выпускникам, эту традицию мы должны обязательно сохранить.
Великолукское образование признательно департаменту образования Москвы и начальнику Западного окружного управления образования В.А.Бадил за приглашение наших выпускников на Бал золотых и серебряных медалистов, который устраивает мэр Москвы Ю.М.Лужков. В этом году мы смогли направить в Москву шесть наших выпускников, причем принципиально брали, прежде всего, детей из учительских семей!
В соответствии с современной концепцией индивидуализации образования, значительным ростом интереса к «портфолио» выпускника, мы особое внимание уделяем организации предметных олимпиад.
В прошедшем учебном году 768 учащихся 8 – 11 классов охвачены олимпиадным движением. 25 призовых мест - таков результат участия юных великолучан в областном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Наиболее значительны достижения коллективов муниципальных общеобразовательных учреждений: Гимназия (директор С.Д.Козлов), Лицей №11 (директор А.П.Никифорова), Школа №13 (директор Г.А.Гололобова), Школа №2 (директор С.Е.Соо), Школа №5 (директор З.И.Казакова), Школа №7 (директор А.А.Голубев), Педагогический лицей (директор Ю.А.Ярышкина), Школа №12 (директор Н.В.Штрейх).
Высоких результатов добились наши учащиеся также и на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников, которые проходили в Белгороде, Смоленске, Рязани, Кисловодске и Пскове:
по химии- Поляков Александр (Гимназия, педагог Т.Б.Прощенкова);
по истории – Буйко Олег (Гимназия, педагог И.В.Буйко);
по географии – Амирагян Александр (Школа №2, педагог Н.А.Никулина);
по физической культуре – Яковлева Варвара (Школа №9, педагог В.Л.Сергеев) и Фоничев Александр (ГОУ Школа №1, педагог Н.В.Гусева).
Уважаемые коллеги, еще раз примите нашу общую благодарность за зримое воплощение успеха педагогического труда.
При этом мы уверены, необходимо активизировать организаторскую и консультативную работу с целью предоставления большему числу воспитанников великолукского образования возможности участия в олимпиадах. Кроме того, просим Государственное Управление образования более требовательно и объективно отнестись к организации областного этапа Всероссийской олимпиады.
В канун 840-летия Великих Лук было бы интересно выяснить, сколько же медалистов было в нашем городе, кто побеждал во Всесоюзных и Всероссийских олимпиадах, как сложилась судьба этих выпускников великолукского образования? Хотелось, чтобы это стало темой работы школьных музеев.
Модернизация образования вызвана необходимостью формирования новой личности, обладающей не только определенной суммой знаний и навыков, но активно, творчески использующей этот потенциал в своей практической деятельности. Форма развития креативных возможностей – совместная исследовательская работа учащихся и педагогов, участие наших воспитанников в научно-практических конференциях.
Еще в 60-70-годы педагоги занимались вопросами исследовательской работы. В школе №1 центральной темой было краеведение: историческое, географическое, краеведение на уроках химии (педагог Смирнова Валентина Николаевна). В течение 23 лет под руководством учителя географии Морозовой Екатерины Михайловны велись фенологические и метеорологические наблюдения. В 80-е годы, в рамках Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР», в школах №1, №7 и №8 проводились исследовательские конференции. В 90-е годы эта научно-исследовательская работа учащихся получила свое развитие в лицеях №11, №10, гимназии, педагогическом лицее. Ныне к ним присоединились школы №2, 9,12, ГОУ Школа №1. И важно отметить, что к работе со школьниками активно привлекаются представители вузовской науки, работники государственных исследовательских учреждений, лидеры общественных организаций.
В прошлом учебном году победителями Всероссийского конкурса историко-исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век» стали ученики гимназии Ивкина Юлия, Ковалева Анна (руководитель – председатель городского отделения Всероссийского общества «Мемориал» А.А.Лукьянов, педагог Е.А.Присяжная).
Дипломантами ХII Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее» стали Дроздов Алексей (Лицей №11, педагог Шкроба С.П.) и Тихомирова Анастасия (Школа №9 педагог Максимов В.А.).
Красовская Виктория (Школа №12, педагог Смирнова Т.Д.) награждена дипломом III степени Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество», проходившей в г. Москве.
Тимошенков Павел (Школа №13) занял I место во Всероссийском конкурсе творческих работ «Байконур-Земля-Вселенная» в номинации «Компьютерная графика».
Лопатина Наталья (Лицей №10, педагог Т.Б.Рассолова) в заключительном туре олимпиады школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» в Гомеле стала победителем в специальной номинации.
Составной частью модернизации образования, и, как мы считаем, наиболее реальным мониторингом обучения в школах России являются единые государственные экзамены. Мы можем по-разному оценивать уровень реализации целей ЕГЭ, но наша с вами задача: дать всеобъемлющую информацию о технологии, принципах оценивания, правах и обязанностях участников; подготовить учащихся к такой форме государственных экзаменов; эффективно организовать процедуру ЕГЭ.
В прошлом учебном году ЕГЭ сдавали уже в 78 регионах. Псковская область участвует в этом эксперименте пятый год, что, безусловно, сказывается на высоком качестве организации экзаменов и в нашем городе. За высокое качество проведения ЕГЭ благодарим руководителя отдела дошкольного, общего, специального и дополнительного образования Слюсарь Л.А. и педагогов города, принявших участие в обеспечении ЕГЭ. Мы также признательны великолукскому филиалу Псковского областного Центра оценки качества (Е.В.Кремкова), активно помогающему нам в процессе подготовки в и анализе итогов ЕГЭ. Кроме того, в этом учебном году появился еще один важный ресурс, поддерживающий участников и организаторов единых государственных экзаменов: на сайте «Великолукское образование» введен раздел ЕГЭ.
1040 наших выпускников сдавали 11 ЕГЭ, из них по выбору – 9, введены новые экзамены: обществознание и иностранные языки.
Итоги единых государственных экзаменов будут самым тщательным образом проанализированы на городских методических объединениях и педагогических советах общеобразовательных учреждений, мы же выделим главное:
• результаты ЕГЭ по всем 11 предметам по успеваемости и качеству знания выше средних показателей по России;
• по всем предметам, кроме математики, немецкого и английского языка, средние результаты выше, чем в Псковской области;
• наиболее высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, химии, географии, истории России, обществознанию, английскому и французскому языкам;
• 12 выпускников Великих Лук (Гимназия, Лицей №10, школы №2, №9, №12, №13) получили в 2005 году наивысшие баллы для России по ЕГЭ;
• но надо признать: только наша Гимназия смогла быть лидером рейтинга общеобразовательных учреждений по ЕГЭ в Псковской области, заняв второе место; все остальные общеобразовательные учреждения города не вошли даже в число двадцати ведущих школ;
• нас очень тревожит тенденция снижения результатов ЕГЭ по математике (в этом учебном году результаты по городу ниже результатов, как прошлого года, так и областных), а также ситуация с результатами обучения немецкому языку (выбрали для сдачи этого экзамена всего два школьника, причем выпускник ГОУ Школа №49 с экзаменом не справился).
Очень часто граждане Великих Лук задают нам вопросы о рейтинге образовательных учреждений.
Нечто подобное было в истории великолукского образования – Городской комитет партии совместно с профсоюзом работников образования ежегодно подводил итоги работы - и лучшим школам города вручалось переходящее Красное знамя. Этот смотр проходил с 1958 по 1991 год, в этот период чаще всего краснознаменными признавались коллективы школ №1, №3, №7, №49 ж/д.
Сегодня сформировалась потребность объективной, профессиональной оценки деятельности учреждений образования. Кроме того, в условиях подушевого финансирования данная рейтинговая оценка будет влиять и на определенные дивиденды в отношении конкретных образовательных учреждений. Поэтому в этом учебном году на обсуждение Коллегии при Управлении образования будет вынесен вопрос об оценке качества работы в дошкольном, общем и дополнительном муниципальном образовании. В этой связи важным представляется научно-исследовательский проект МДОУ №17, разрабатывающий технологию оценки качества работы дошкольного учреждения. По нашему мнению, рейтинговые же исследования в общем образовании должны проводиться по трем основным параметрам: эффективность учебной деятельности, эффективность воспитательной деятельности, эффективность использования здоровьесберегающих технологий. Мы ждем предложений от граждан и педагогических коллективов.
В канун августовской конференции мы попробовали дать оценку учебной деятельности в общем образовании, за критерии брались: результативность обучения, участия в олимпиадах, достижения в научно-практических конференциях, итоги ЕГЭ. Наиболее высокие результаты показали: Гимназия, Лицей №11, Школа №13, Лицей №10, Педагогический лицей; а Школа №8, Школа №2, Школа №6, Школа №49 оказались в конце этого рейтинга.
Но мы должны еще раз подчеркнуть: рейтинговое оценивание должно идти по трем, независимым друг от друга, основным параметрам, с безусловном учетом социального статуса микрорайона, в котором находится учреждение образования.
Изменения законодательства, содержания образования, практическая реализация личностно-ориентированного обучения, внедрение инновационных педагогических технологий, наличие вариативных программ и учебно-методических комплексов – потребовало от Управления образования адаптации к изменениям в системе образования.
Мы уже отмечали, что произошла существенная перестройка, как в структуре, так и в содержании деятельности отделов. Одним из приоритетных направлений в работе стало удовлетворение, прежде всего, информационных, а также образовательных и учебно-методических потребностей педагогических кадров, оказание организационной и методической помощи при внедрении информационных технологий.
В целях непрерывного образования педагогов-дошкольников действовало 8 городских методических объединений и 20 МО педагогов учреждений общего и дополнительного образования, четыре постоянно действующих семинара для руководителей и их заместителей. 30% педагогов-дошкольников прошли курсовую подготовку на курсах ПОИПКРО, в научно-методических центрах городов Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород. В течение прошедшего учебного года прошли различную курсовую подготовку 783 педагога общего образования, из них 608 – на базе города. Проведены выездные курсы, семинары, консультации для руководителей учреждений образования, учителей начальных классов, русского языка и литературы, биологии, физики, математики, обществознания, английского, немецкого, французского, английского языков, физической культуры. На базе информационного Центра оценки качества образования проводились курсы по основам применения информационно-коммуникативных технологий, где 102 слушателя приобрели не только первоначальные навыки пользования компьютером, но и освоили проектную технологию. Традиционно учителя немецкого языка повышали свою квалификацию в Немецком Культурном Центре имени Гете в Санкт-Петербурге. Для учителей математики прошел семинар «Учебники математики нового поколения», во время которого они встретились с преподавателями Санкт-Петербургского государственного педагогического университета А.Л.Вернером (профессором, доктором физико-математических наук) и Т.Г.Ходот (доцентом кафедры геометрии). Для повышения квалификации использовались возможности вузов и других образовательных учреждений города Великие Луки. Так к проведению отдельных курсов, консультаций привлекались преподаватели и ученые ВГСХА, ВЛГАФК, ПГУПС, СГА. Мы особенно благодарны ректорам ВУЗов Владимиру Васильевичу Морозову, Руслану Михайловичу Городничеву, Геннадию Ивановичу Игнатенкову, Александру Васильевичу Спасову и ученым-преподавателям Станиславу Петровичу Шкроба, Зое Ивановне Курбатовой, Нине Павловне и Вадиму Алексеевичу Залесовым, Алексею Иванович Иванову, Николаю Витальевичу Никифорову, Андрею Борисовичу Петрову и Валентину Константиновичу Спирину.
Впервые Центр эстетического воспитания провел всеобъемлющие курсы для 52 педагогов, преподающих предметы эстетического цикла: изобразительное искусство, музыку.
С целью оказания помощи в профессиональном становлении начинающих педагогов возобновила работу городская «Школа молодого специалиста», где в этом году обучалось 14 человек. Кстати, в прошлом учебном году молодые учителя были направлены нами в Москву для общения с коллегами.
Важным фактором профессионального роста учителя, раскрытия его творческого потенциала является участие великолукских педагогов в форумах педагогического мастерства, конкурсах, конференциях.
Достойно представили учительство города, успешно выступили и стали дипломантами областного конкурса педагогических достижений «Учитель года России – 2005» Панкратова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы Лицея №11, и Степанова Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов Школы №13.
Трифонова Наталья Павловна, учитель начальных классов Гимназии, стала участницей Первой Российской выставки-ярмарки образовательной и детской литературы «Читай-ка» как автор учебного пособия для родителей дошкольников «Учусь читать».
Зернова Татьяна Алексеевна, руководитель детской общественной организации «Лучане» (ныне директор ЦРТДиЮ), стала победителем Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века».
Педагоги МДОУ №17 приняли участие в межрегиональном семинаре по обмену опытом работников дошкольного образования в области экологии (Нелидово, Тверская область).
Работники детского дома участвовали в межрегиональном семинаре «Интеграция детей с тяжёлыми нарушениями в развитии» (Великий Новгород).
МДОУ №5 и №17 выступили на областном семинаре «Возможности осуществления преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях вариативности», а МДОУ №22 в семинаре «Роль экологического образования в развитии познавательной активности дошкольников».
В городских конференциях по проблемам состояния здоровья и коррекционно-развивающей деятельности активно участвовали педагоги МДОУ №2, №3, №17.
В областной научно-практической конференции «Развитие младшего школьника как субъекта образовательного процесса» (Лозинских чтениях) приняли участие учителя начальных классов Лицея №10, Лицея №11, Гимназии.
Во Всероссийской научно-методической конференции «Университетская гимназия» в Санкт-Петербурге выступили учителя и учащиеся Лицея №11. Педагоги Лицея №10, №11, школ №1, №6 стали участниками IV Московского педагогического марафона учебных предметов.
В прошедшем учебном году мы возобновили традицию великолукского образования знакомиться с опытом наших коллег из других городов. Состоялась содержательная и интересная поездка в город Остров, где мы смогли увидеть не только деятельность муниципальной сферы образования, но и учебную работу, осуществляемую офицерами Центра боевого переучивания и переподготовки ВВС ВМФ РФ.
За объемную и инициативную работу мне хотелось в Вашем присутствии бы поблагодарить всех работников информационно-методического отдела Управления образования и, прежде всего, его руководителя Н.П.Смирнову и ее заместителя Т.О.Лозницкую. Важно отметить и то, что по итогам анализа работы ГУО, которую проводили руководители образовательных учреждений, именно этот отдел получил самую высокую оценку.
В этом году перед отделом стоят крайне сложные задачи и одна из них - формирование новой системы повышения квалификации работников великолукского образования, в основе которой повышение требования к оптимальному и эффективному использованию учебного времени, создание собственной системы и структуры повышения квалификации с опорой на возможности великолукской вузовской науки.
ИТОГИ: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Появление новых федеральных законов, в том числе, значительное изменение ФЗ «Об образовании» потребовало практически переформировать правовую базу образовательных учреждений и муниципальных структур управления сферой образования. Вместе с этим нами была определена и задача открытости учреждений образования и Управления образования для великолучан, введения элементов гражданского общества в деятельность муниципальной сферы образования.
В прошлом учебном году создана Коллегия при Управлении образования, два Совета руководителей общего и дошкольного образования, которые возглавили авторитетные представители великолукского образования Заслуженные учителя России А.П.Никифорова и В.В.Панфилова. Изменился статус августовского педагогического совета – теперь это конференция работников муниципального образования Великих Лук. Сформирован ряд специальных общественных комиссий, обеспечивающих коллегиальное решение по вопросам деятельности великолукского образования. Активизировалось взаимодействие с профсоюзом работников образования (за конструктивное сотрудничество разрешите выразить благодарность всему профсоюзному комитету работников образования и, прежде всего, его председателю З.М.Казаковой). Подготовлено новое положение об Управлении образования Администрации города Великие Луки, где четко прописывается компетенция управления, определяется порядок взаимодействия с МОУ, констатируются полномочия общественности. Практически все МОУ заменили свои Уставы. Важно отметить и факт того, что уставы явились результатом общих усилий, каждый из них интегрировал опыт многих муниципальных образовательных учреждений. Во всех Уставах зафиксирован статус и полномочия Советов – общественных органов соуправления образовательными учреждениями.
Хотелось бы проиллюстрировать отношение муниципальных органов самоуправления к этому направлению нашей деятельности: в 2005 году вышли два новых распоряжения мэра Великих Лук, касающихся платы за содержание детей в учреждениях дошкольного образования и в каждом из них установлены полномочия Советов МДОУ по вопросам предоставления льгот.
В прошлом учебном году прошли аттестацию и вновь аккредитованы 12 (23%) образовательных учреждений (общего – 6; дошкольных – 5, дополнительного – 1), главный вывод: правовая культура великолукского образования находится на достаточно высоком уровне. Это отмечал и прокурор города Юрий Викторович Ишков, встретившийся в прошлом году с руководителями всех муниципальных общеобразовательных учреждений. Однако инспекторские проверки отдела дошкольного, общего, специального и дополнительного образования Управления говорят и о наших недочетах: существует необходимость профессионально оценить состояние всего нормативного правового комплекса, уделив особое внимание его публичности, стилистики локальных актов, эстетике содержания, а в МДОУ еще предстоит серьезная работа и с Уставами.
В этом учебном году данному направлению будет уделено особое внимание.
Перед каждым муниципальным образовательным учреждением ставим задачу р