Доклад на августовской конференции 2004 года «Сфера образования и сообщество граждан Великих Лук»
«Наши цели абсолютно ясны. Это – высокий уровень жизни в стране, жизни – безопасной, свободной и комфортной. Это – зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это – укрепление позиций России в мире, а главное, – значимый рост благосостояния граждан».
Кому адресованы эти слова из Послания Президента России? Уверен, прежде всего, сообществу просвещенцев. И не принимая глубинности роли обучения и воспитания, необходимости участия граждан в налаживании моральных, материальных и даже эмоциональных составляющих системы образования бессмысленно говорить о решении благородных и прагматичных целей современного Российского государства.
В последние годы мы стали свидетелями значительного усиления внимания государства к жизни каждого учреждения образования, каждого педагогического работника (сформировалась федеральная нормативно-правовая база образования, произведен перевод оплаты труда на уровень субъекта Федерации, эксперимент по ЕГЭ фактически стал федеральным мониторингом работы муниципальных учреждений образования и т.д.).
Для нас же важно и то, что система образования Великих Лук по-прежнему является сущностным фактором состояния и развития нашего города. Своеобразно это было подчеркнуто и в небезызвестном для великолучан телевыпуске «Вестей».
В городе проживает 105 тысяч человек. Из них почти двадцать тысяч непосредственно связаны своей деятельностью с муниципальной сферой образования (4 тысячи детей в дошкольных учреждениях, 12,5 тысяч учится в школах города, более трех тысяч работников муниципальных учреждений образования). Если к этому добавить еще 32 тысячи родителей, эмоциональная жизнь, качество труда, которых во многом определяются успехами и благополучием наших воспитанников и учеников, то необходимо сделать вывод: от состояния муниципальной сферы образования зависит жизнь великолучан не только завтра, но и сегодня.
Все мы хотим жить в красивом, культурном, технологически развитом и богатом городе. Утверждаем, путь к этому – развитие сферы образования, повышение качества обучения, эффективное гражданское воспитание!
Муниципальная система образования находится сегодня в сложной ситуации. С одной стороны, современный этап государственной политики в сфере образования, интеллектуальные достижения городского педагогического сообщества, ожидания, связываемые великолучанами с традиционной эффективностью системы обучения и воспитания, требуют незамедлительного перехода нашей отрасли в режим развития. С другой – состояние материальной базы, диспропорции системы дошкольного, общего и дополнительного образования, невыясненность нормативно-правовых отношений, трудности с материальной и моральной поддержкой, повышением квалификации работников образования, втягивают нас в крайне сложную, действительно, «черновую», уже проделанную в иных муниципалитетах, работу.
К этому необходимо добавить и проблемы морально-психологического состояния в педагогических коллективах, связанные, прежде всего, с отношением окружающего социума. Значительная часть бизнес-сообщества, втягиваемая в гонку за прибылью, забыло о такой сфере гражданской ответственности, как обучение и воспитание нового поколения, рассматривая поддержку школ и детских садов как нерентабельную обузу. К сожалению, долгое время власти Великих Лук не могли внятно говорить о значимости труда учителя для города, области и страны, придавая большее значение аспектам затратности образования.
Сегодня мы уже не имеем возможности и права решать вопросы сферы образования отдельными фрагментами, политика «выживания» и «откладывания проблем» вплотную подвела нас к угрозе разрушения муниципальной системы образования. Актуальной становится задача перехода от выживания отрасли к ее развитию.
Есть ли возможность реализовать требование: «От выживания к развитию»?
Утверждаю – есть. И этот путь через гражданское участие.
Вся история Великих Лук и прежде всего уроки Отечественной войны, 60-летие Великой Победы, в которой будем мы отмечать в этом учебном году, показывают: миром, сообществом мы решим самые трудные задачи. Поэтому сегодня наша ставка на открытость, доступность для граждан сферы образования, включенность родительской общественности в жизнь учреждений образования, развитие самоуправления и социального партнерства.
Кстати, это и ответ на одно из требований модернизации – «Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их».
И ключевой идеей, духовно и эмоционально подпитывающей педагогическое сообщество, должно стать отношение к истории образования Великих Лук, память о тех, кто всей своей судьбой, своей жизнью связан с просвещением!
Сегодня Мы обязаны вспомнить, сказать доброе слово людям, чьим трудом создавался авторитет сферы образования Великих Лук: Александре Станиславовне Ишоре, Владимиру Александровичу Светлову, Владимиру Ивановичу Марго, Федору Ивановичу Гусеву, Светлане Константиновне Лакисовой, Ивану Яковлевичу Колода, Анатолию Петровичу Дорофееву, Ольге Ильиничне Вастенковой, Марии Георгиевне Спиринцовой, Вере Ивановне Кравченко, Борису Юрьевичу Ханину, Наталье Борисовне Люль, Екатерине Ивановне Кузьминой, Анатолию Васильевичу Орехову, Нине Владимировне Штрейх, Валентине Николаевне Дмитриевой, Людмиле Васильевне Иванцовой, Альвине Павловне Никифоровой, Николаю Ивановичу Иванову, Николаю Семеновичу Гончарову, Эдуарду Максовичу Марголину и многим, многим другим.
Особая благодарность педагогическим династиям Светловых, Жондецких, Лебедевых, Левшиных, Красильниковых, Вьюновых, Петушок, Россиневич, Долматовых, Кухаревых, Власовых, Войцеховских история семей которых – это слава и гордость Великих Лук!
В сложных социально-экономических условиях усилиями, прежде всего, руководителей образовательных учреждений и педагогов, профессиональным отношением к своему труду работников Управления образования (инспекторов, методистов, бухгалтеров), благодаря реальной поддержке великолучан в городе удалось сохранить функционирование системы образования и создать условия для ее развития.
Сегодня мы хотим поблагодарить и людей, чьи имена связаны с сохранением и развитием нашей культуры: Николая Степановича Новикова, Людмилу Васильевну Романенкову, Татьяну Михайловну и Петра Константиновича Дудко, Лилию Владимировну Спиридонову, Анатолия Федоровича Ивановича, Валентину Павловну Румянцеву, Татьяну Геннадьевну Бобкину, Ольгу Анатольевну Павлову, Евгению Александровну Шевякову, Лидию Николаевну Яковлеву и многих других.
Произносим слова благодарности руководителям предприятий и учреждений, тем, кто, развивая экономику города, всегда проявлял гражданскую ответственность за состояние сферы образования: Юрию Михайловичу Позднякову, Борису Николаевичу Каракаеву, Николаю Николаевичу Козловскому, Сергею Николаевичу Сергиенкову, Виктору Георгиевичу Митропольскому, Людмиле Васильевне Журавлевой, Николаю Александровичу Смирнову, Николаю Семеновичу Пиманову, Маруфжан Умаралиевичу Хайдарову, Игорю Анатольевичу Румянцеву, Валерию Алексеевичу Степанову, Игорю Николаевичу Архипенко и т.д.
Благодарим руководителей великолукских муниципальных структур и федеральных представительств: Александра Федоровича Иванова и Николая Константиновича Шмоткина, Людмилу Александровну Снеткову, Ольгу Федоровну Логинову и Людмилу Михайловну Капшинову, Валентину Ивановну Зандер, Олега Григорьевича Козыря, Александра Николаевича Лычакова и Александра Васильевича Нестерука, Анатолия Владимировича Юнга и т.д.
Особая благодарность в канун 60-летия Великой Победы ветеранам и прежде всего тем, кто постоянно участвует в работе с нашими мальчишками и девчонками: Николаю Павловичу Кораблеву, Дмитрию Александровичу Халтурину, Зинаиде Николаевне Степановой, Роберту Ивановичу Петрову, Валентину Егоровичу Афанасьеву и многим другим.
Не могу, не остановиться на уроке взаимоотношений с педагогами Западного округа Москвы. Пять лет назад мы с директорами школ города Великие Луки встретились с начальником департамента Валентиной Александровной Бадил, посетили ряд образовательных учреждений. Мало кто думал, что это станет столь значимым проектом взаимоотношений Москвы и Псковской области. Сегодня это обмен тысячами наших воспитанников, значительная материальная поддержка детских домов, интернатов и сельских школ, эффективные совместные научно-исследовательские работы, встречи наших медалистов на балах мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Позавчера, на областном педсовете Валентина Александровна начала свое выступление со слов «Близкий и родной нам город Великие Луки…». Наша дружба, дружба профессионалов педагогов окрылила мальчишек и девчонок, помогла достичь им новых вершин, а кому-то спасла здоровье, поддержала в трудные минуты жизни, дала и нам возможность увидеть лучшие стороны российского государства и общества, поверить в собственные силы.
Не сомневаюсь, все лучшие традиции участия граждан в жизни образования города Великие Луки будут сохранены! Это составляющая тех процессов, которые именуются сегодня модернизацией российской школы.
Как выглядим мы в этом глобальном для Российской Федерации проекте.
Модернизация призывает нас обеспечить в каждом населенном пункте условия для реализации программ дошкольного образования.
Сегодня дошкольная сеть Великих Лук представляет собой 26 образовательных учреждений, в том числе ведомственное железной дороги и детский дом «Аистенок», в которых воспитываются 4146 детей. Детские сады посещает 77% детей дошкольного возраста. (Для сравнения, в Пскове – 75%, среднеобластной показатель – 58%).
Анализируя динамику развития сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений за последние годы, следует констатировать, что она подверглась значительным изменениям:
- проведена структурная перестройка: введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям, позволяющая обеспечить право выбора родителями форм и направленности дошкольного образования в соответствии с особенностями ребенка;
- ведется работа по созданию гибких форм организации коррекционно-педагогической помощи детям, в том числе путем создания специальных групп в детских садах, таких у нас 57 (детей с аллергопатологией, неврологической патологией, тубинтоксикацией, снижением зрения, отклонениями в познавательном развитии, сложными нарушениями и с логопедическими проблемами);
- 44% дошкольных образовательных учреждений перешли на программы нового поколения: «Развитие», «Сообщество», «Детство», «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Школа – 2100».
Ряд дошкольных учреждений сформировали приоритетные направления в образовательной деятельности. Так в ДОУ №3 отрабатывается модель «Дошкольное образовательное учреждение – физкультурно-оздоровительный центр», в ДОУ №5 – «Детский сад – воспитание здорового ребенка», ДОУ №17 реализует модель «Соотношение физического, личностного и интеллектуального развития дошкольника», ДОУ №19 апробирует программу «Здоровый образ жизни». В ДОУ №1 и №4 формируется система художественно-эстетического воспитания и народной педагогики, в ДОУ №14,16,22,23 – экологического образования.
Для многих из этих учреждений прошедший учебный год стал успешным:
- ДОУ №8 и ДОУ №17 победили на втором областном фестивале художественного творчества среди детей дошкольного возраста;
- ДОУ №17,19,21 одержали победу на областном конкурсе творческих проектов «Легенды моей семьи»;
- ДОУ №7,8,17,19,24 стали лауреатами областного конкурса конспектов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
Мы отмечаем результативный труд наших педагогов и, прежде всего, Светланы Михайловны Михайловой (МДОУ №2), Елены Валерьевны Поляковой (МДОУ №3), Татьяны Николаевны Ивановой (МДОУ №8), Любовь Владимировны Даниленко (МДОУ №10), Веры Борисовны Якухновой (МДОУ №15), Нины Алексеевны Кузнецовой (МДОУ №16), Татьяны Владимировны Ковалевой (МДОУ №19), Людмилы Кузьминичны Горковенко (МДОУ №21), Елены Анатольевны Мерзляковой (Детский дом).
Деятельность дошкольного образовательного учреждения во многом определяет личность руководителя, его гражданская ответственность! Мы благодарим за качественную, отвечающую современным требованиям работу заведующих: Людмилу Титовну Дорофееву (МДОУ №3), Валентину Васильевну Панфилову (МДОУ №17), Любовь Александровну Байбину (МДОУ №22), Елену Магомедовну Исаеву (МДОУ №12), Анну Михайловну Обовскую (МДОУ №1), Галину Тимофеевну Томилину (МДОУ №4).
Модернизация общего образования предполагает обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного, современного качества образования.
Сеть общеобразовательных учреждений Великих Лук составляет 20 общеобразовательных школ, включая государственные школы № 1, 4, 49, Центр образования, школу-интернат для детей сирот. В Великих Луках обучается 12365 человек, что составляет 14% от числа учащихся общеобразовательных учреждений области. (Для примера в Пскове обучается 24239 человек).
Основу образовательного пространства составляет массовая школа, ориентированная на работу с детьми микрорайона, реализующая наряду с общеобразовательными программами программы для детей с повышенной образовательной мотивацией, а так же с трудностями в обучении. Важную миссию обучения и воспитания детей, требующих повышенного педагогического внимания, осуществляет Центр образования и трудовой подготовки молодежи, куда входит и вечерняя школа. Для наиболее способных детей действует гимназия, три лицея обеспечивают углубленное и дополнительное образование тех, кто определился в выборе жизненного пути. Завершен переход начальной школы на обучение по программе «1 – 4». В содержание образования прочно вошли информатика, экономика, экология. Изучение иностранных языков, истории, обществознания, технологии стало носить ярко выраженную практическую направленность.
Общеобразовательные учреждения, совершенствуя свою структуру и содержание обучения и воспитания, ищут свой инновационный путь, создают собственный образ в сфере образования Великих Лук. Школа №1 вышла на концепцию «Школы формирования здоровья», надеемся, что Школа №2 продолжит путь «Школы свободного выбора». Гимназия эффективно обеспечивает своей учебной работой индивидуальный образовательный маршрут. Педагогический лицей, выстраивая модель творческой личности учащегося, реализует нашу общую с вами задачу - ориентирует на профессию педагога. Школа №9 формирует человека, имеющего высокую физическую культуру, потребность личного участия в спортивной жизни страны. Лицей №11 создал собственную систему личностно-ориентированного обучения и воспитания, в основе которой культура, развитие креативных способностей, встроенность в научно-исследовательскую деятельность, аналогичную работу ведет школа №7. Образовательные учреждения №5,6,12,13,15, ГОУ№1,49 уделяют особое внимание проблематике русской национальной культуры и православия, общечеловеческим ценностям. Лицей №10 эффективно отрабатывает педагогическую систему, объединяющую гражданский, военно-патриотический, культурологический и экологический компоненты. Школа №14, ГОУ №1, школа-интернат сосредотачивают свое внимание на вопросах педагогического сопровождения, социализации детей и подростков.
Федеральными и областными экспериментальными площадками признаны лицей № 10 и лицей № 11, педагогический лицей, гимназия, школа № 2.
В 2003 - 2004 учебном году 1021 учащийся окончил школы Великих Лук, из них 103 выпускника получили медали. Средний процент успеваемости по результатам учебного года составил 99,47 % (соответственно за прошлые два года он составил 99,45% и 99,4%). Средний процент качества знаний по результатам окончания учебного года составил 33,4%; в прошлом учебном году 33,35%.
Великолукские общеобразовательные учреждения третий год участвуют в эксперименте по проведению единого государственного экзамена. Этим летом его сдавали уже по семи предметам. В целом результаты проведения ЕГЭ неплохие, только 4% учащихся не справились со своими заданиями (в Псковской области этот показатель 3,3%, в России 8,3%). К сожалению, один наш ученик «потерял» медаль и пятеро сменили «золото» на «серебро». Наилучшие результаты у выпускников гимназии и школы №13, высокий уровень преподавания в школе №1 истории, школе №2 математики, лицее №10 химии, лицее №11 физики. За эффективную работу с учащимися, продемонстрировавшими наиболее высокие результаты по итогам ЕГЭ, мы благодарим Веру Алексеевну Анацкую (школа №12), Светлану Валентиновну Арсентьеву (лицей №11), Сергея Дмитриевича Козлова (гимназия), Ирину Афанасьевну Бушенкову (лицей №11), Людмилу Семеновну Лаврентьеву (школа №12), Татьяну Борисовну Рассолову (лицей №10), Владимира Алексеевича Лавренова (лицей №11).
Показывая ситуацию в сфере образования, мы должны сказать о ярких достижениях педагогов их учащихся и воспитанников в этом году:
- Библиотека школы №9 явилась победителем Всероссийского конкурса школьных библиотек «БиблиоОбраз» (директор Надежда Львовна Шрамова, библиотекарь Ольга Николаевна Соловьева).
- Детский театр «Ренессанс», созданный на базе школы №13, победил на Всероссийском фестивале-конкурсе театральных коллективов, выступающих на французском языке (Директор Галина Андреевна Гололобова, руководители Татьяна Анатольевна Давыдова и Надежда Николаевна Крылова).
- Коллектив школы №2 признан лауреатом I Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления (директор Станислав Сергеевич Стулов).
- Коллектив Лицея №10 стал победителем областного и участником Всероссийского конкурса «Лучшие школы России - 2004» (Руководители Инна Юрьевна Репях, Алла Леопольдовна Зайцева, Татьяна Борисовна Рассолова).
- Светлана Алексеевна Жолудева, учитель начальных классов Лицея №10, заняла второе место в областном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2004».
- Татьяна Александровна Фомченкова, учитель русского языка и литературы школы №2, стала лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2004».
По итогам областного этапа олимпиады 34 учащихся школ №2,5,7,12,13, лицея №11 стали призерами. 14 из них завоевали первые места. За эффективность работы по подготовке к областной олимпиаде мы благодарим педагогов Валентину Петровну Баженову, Ольгу Васильевну Ершову, Елену Александровну Чаупенкову, Галина Сергеевна Основскую, Евгению Ивановну Николаеву, Татьяну Владимировну Бовдуй, Галину Константиновну Степанову, Елену Николаевну Михайлову, Игоря Викторовича Буйко, Инну Петровну Минину, Наталью Александровну Никулину, Людмилу Васильевну Симонову, Елену Алексеевну Присяжную, Татьяну Дмитриевну Смирнову, Светлану Леонидовну Поварещенкову, Елену Юрьевну Артамонову, Елену Петровну Ершову, Ольгу Романовну Панфилову, Елену Петровну Туманову, Любовь Васильевну Смирнову, Наталья Геннадьевну Сереженко, Александра Владимировича Фролова.
- Лауреатами специальных премий Администрации Псковской области в сфере образования признаны: Авакумова Наталья (Лицей №10), Куличков Александр (школа №5), Долбунов Сергей и Бурченкова Александра (Лицей №11), Ражев Марк (школа №12), педагоги Стулов Станислав Сергеевич (школа №2), Карпова Елена Владимировна (школа №5), Лаврентьев Владимир Александрович (Лицей №11), Андреев Виталий Николаевич (ДЮКФП №2), Ерошенков Николай Николаевич (ДЮСШ «Олимпия»).
Личность руководителя, уровень его гражданской ответственности формирует стиль жизни общеобразовательного учреждения, обеспечивает авторитет сферы образования! Мы выражаем признательность Альвине Павловне Никифоровой, Галине Александровне Андреевой, Сергею Дмитриевичу Козлову, Галине Андреевне Гололобовой, Зинаиде Ивановне Казаковой, Нине Ивановне Кривиной, Михаилу Алексеевичу Шулитенкову, Нине Владимировне Штрейх.
В Концепции модернизации российской системы образования заявлено: учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Великолукская система дополнительного образования детей, состоящая из 6 спортивных, технических и творческих школ, клубов и центров, объединяет в единый процесс воспитания, обучения и развития 9 тысяч юных великолучан.
Самым массовым и популярным среди детей и подростков является художественно-эстетическое направление дополнительного образования, осуществляемое в основном Центром развития творчества детей и юношества. Особое место заняла в Великих Луках деятельность «Клуба интеллектуальных игр» и работа детского общественного объединения «Лучане». Детский туризм и краеведение, эколого-биологическое образование традиционно продолжает оставаться приоритетным направлением. Научно-техническая и спортивно-техническая работа Центра детского (юношеского) технического творчества признаются наиболее эффективной в Псковской области. Более 5 тысяч детей участвуют в проектах физкультурно-оздоровительной работы и массового спорта в системе дополнительного образования. Специализацией ДЮКФП №1 является спортивная гимнастика, легкая атлетика, шахматы. ДЮКФП №2 – это наши футболисты, стрелки из лука, спортсмены-ориентировщики. ДЮМШ №3 продолжает лучшие традиции великолукского велоспорта, ДЮКФП №4 развивает бокс, борьбу, волейбол и баскетбол.
Мы гордимся достижениями дополнительного образования в этом учебном году:
- ВИА «Терминал» (руководитель Александр Петрович Яровой), цирковая студия «Виктория» (руководитель Зинаида Абрамовна Дударева), детское объединение «Конструирование на бумаге» (руководитель Ирина Николаевна Крутова), духовой оркестр ЦРТиЮ (руководитель Иван Петрович Степанов) получили звание «образцовый коллектив».
- Детское объединение «Клуб интеллектуальных игр» ЦРТиЮ победило в международном кубке малых городов и заняло первое место в чемпионате России среди школьников по игре «Что? Где? Когда?» (руководитель Бронислав Борисович Баландин).
- Детское объединение «Юные судьи спортивных соревнований» ЦРТиЮ заняло 1 место на Всероссийских соревнованиях по парковому ориентированию (руководитель Игорь Октябрьевич Малкин).
- Детское объединение «Туристы-краеведы» ЦРТиЮ стало победителями областных соревнований по технике пешеходного туризма (руководители Елена Анатольевна Кудрявцева и Людмила Владимировна Горшкова).
- Детское объединение «Юные краеведы» ЦРТиЮ заняло 2 место на областной конференции «Отечество» (руководитель Зоя Васильевна Федорова).
- Городская детская общественная организация «Лучане» явилась победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» (Руководитель Татьяна Алексеевна Зернова).
- Детское объединение «Техническое моделирование» ЦРТиЮ заняло 2 место на областной выставке технического творчества (руководитель Николай Степанович Зуев).
- ВИА «Атмосфера» ЦРТиЮ стал лауреатом областного фестиваля «Здравствуй, мир!» (руководитель Сергей Валерьевич Капаев)
- Команда авиамоделистов ЦДюТТ заняла 2 место на областной выставке, посвященной памяти Т.А.Апакидзе (руководители Виктор Анатольевич Хлебников, Павел Леонидович Беляков)
- Значительных успехов на Кубке Санкт-Петербурга добились шахматисты под руководством Виктора Николаевича Ленчукова и Николая Андреевича Ревидовича.
- Команда, сформированная из мальчишек школы-интерната, заняла первое место на Всероссийском турнире по футболу среди детских домов и школ-интернатов (тренер Сергей Александрович Еремин).
- Победителями Первой летней спартакиады учащихся России признаны лучники тренеров Виталия Николаевича Андреева, Ларисы Дмитриевны Графовой, Дмитрия Александровича Фазанова.
- Традиционно победили на Первенстве Российской Федерации по велоспорту воспитанники Николая Николаевича Ерошенкова, Елены Юрьевны Карпенковой и Елены Олеговны Клочковой.
- Сергей Николаевич Костюченков и Артур Гаджиркеримович Абдулкеримов подготовили чемпионов и призеров Псковской области и первенства России.
- Чемпионами области стали воспитанники Альберта Сергеевича Шувалова, Светланы Николаевны Цветковой, Ирины Викторовны Петровой, Вячеслава Николаевича Шляхтова, Алексея Александровича Смирнова, Александра Сергеевича Максимова, Владимира Николаевича Никитина.
- Футбольная команда юношей победила на областном чемпионате (тренер Михаил Григорьевич Юринов).
- Команда юношей под руководством тренера Сергея Владимировича Чабана одержала победу в первенстве области по волейболу.
Мы даем достаточно высокую оценку работе сферы дополнительного образования, деятельности общеобразовательных учреждений по развитию творческих способностей и интересов наших мальчишек и девчонок, однако есть проблема, которая, как нам кажется, требует значительного внимания со стороны педагогов. Мы констатируем факт увеличения числа детей с девиантным и асоциальным поведением. Да, основная проблема – это семьи «трудных» детей, но никто не снимает нашей ответственности перед государством за воспитание. Серьёзную тревогу вызывает подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, бродяжничество и безнадзорность, социальное сиротство. В городе по данным органов внутренних дел за первое полугодие 2004 года наблюдается значительный рост преступности среди несовершеннолетних, который составил 126%. Чтобы получить положительные результаты по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, предстоит серьезно подойти к решению проблемы социализации детей и подростков. Особую, даже решающую роль в решении этих вопросов должно сыграть тесное взаимодействие учреждений дополнительного и общего образования с отделом по делам молодежи и спорту, управлением внутренних дел, активное привлечение граждан Великих Лук, родительской общественности, общественных организаций и партий. Мы рассчитываем на совместную скоординированную деятельность по совершенствованию и внедрению эффективных форм работы, прежде всего в микрорайонах города.
Надежду возлагаем на реализацию в полном объеме муниципальной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2004 – 2006 годы», принятую решением Великолукской городской Думы.
Учитывая имеющиеся достижения, практический и теоретический опыт, реальное состояние системы, проведя анализ проблем и противоречий муниципального образования, городское управление образования выходит к педагогическому сообществу, гражданам Великих Лук с предложением о разработке и принятии Программы развития муниципальной системы образования города Великие Луки на 2004-2007 годы – «Великолукское образование».
Поэтому наш сегодняшний разговор не столько подведение итогов предыдущего года, сколько знакомство с мероприятиями, предлагаемыми в проект развития и функционирования сферы образования, направленными на создание условий для планомерного перехода муниципального образования на качественно новый этап – этап развития и структурного совершенствования.
Будем считать наше пленарное совещание – своеобразной презентацией основных направлений проекта «Великолукское образование».
В своем докладе, как вы понимаете, я не ставлю цели изложить программу как таковую, нам еще предстоит пройти необходимый путь ее осмысления, коррекции и утверждения, но постараюсь обозначить основные подходы к решению ключевых для образования города вопросов.
Необходимость программы развития муниципальной системы образования связана с введением в силу федеральных и областных нормативно-правовых актов и реализацией ряда целевых программ в сфере образования, а также пересмотром подходов к социально-экономическому развитию города, обозначенных новым мэром Лидией Григорьевной Голубевой.
Главным ресурсом развития муниципальной системы образования является активное участие в этом процессе граждан Великих Лук. Поэтому особую значимость приобретают перспективы развития муниципальной системы образования как открытой и доступной системы, способной к активному взаимодействию с великолукским сообществом.
Программа «Великолукское образование», надеемся, станет политическим актом, правовым инструментом, обеспечивающим взаимодействия в сфере образования, расширяющим связи с федеральной и региональной структурами образования, стимулирующим привлечение инвестиций из производства в образование, служащим развитию связей с социальными институтами города (учреждениями культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, службой занятости, правоохранительными органами и органами социальной защиты, партиями и общественными организациями), активизирующим гражданские инициативы великолучан.
Главной целью развития муниципальной системы образования города Великие Луки мы бы хотели видеть: формирование необходимых условий и механизмов для постоянного самообновления – модернизации великолукского образования в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности; чтобы дети с разными способностями могли подготовиться к жизни в изменяющемся мире; чтобы их личность формировалась на основе уважения к семье, труду сограждан, истории города и Родины – России; чтобы могли они принять ответственность за собственное благосостояние, состояние общества и государства.
В соответствии с этой целью нам необходимо решить задачи:
• создание условий для равного доступа юных великолучан к получению качественного современного образования в соответствии с государственными стандартами;
• приведение нормативной правовой базы и организационно-экономических механизмов великолукского образования в соответствие с федеральным законодательством, экспериментальная отработка принципов подушевого финансирования образовательных учреждений;
• повышение эффективности педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе великолукского образования, оптимизация структуры и городского управления образования;
• сохранение и укрепление здоровья юных великолучан средствами системы образования, интеграции со структурами здравоохранения, физической культуры и спорта города;
• формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов великолукского образования, обеспечивающего взаимодействие между участниками образовательного процесса, социальными партнерами, всем великолукским сообществом;
• создание целостной открытой системы оценки качества деятельности великолукских образовательных учреждений, учитывающей видовую и типовую специфику, развернутость всех сегментов педагогического процесса на участие в жизни Великих Лук.
Мы считаем, что муниципальная система образования города Великие Луки способна конкурировать с образовательными системами других городов России. Она является по многим позициям лидером образования Псковской области. И связано это, прежде всего, с самоотверженным трудом учителей, заинтересованностью родительского сообщества и наличием в городе значительной структуры высшей школы, постоянно стимулирующей качественный рост процессов обучения. Однако её преимущества в настоящее время утрачиваются и без решительных мер со стороны Администрации города, великолукской городской Думы, без искренней заинтересованности педагогического сообщества, активной поддержки граждан Великих Лук, могут исчезнуть.
Ожидаемыми результатами реализации Программы «Великолукское образование» являются сохранение и развитие муниципальной системы образования города и, прежде всего:
• обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта детей разных способностей и социального статуса семьи;
• оптимизации дошкольного образования, совершенствование механизмов его многоканального финансирования;
• создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и расширение видов образовательных услуг, в том числе выходящих за пределы федерального образовательного стандарта, и путем привлечения негосударственных образовательных учреждений;
• создание эффективной муниципальной системы по предпрофильной подготовке учащихся основной школы для выстраивания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии со способностями и склонностями, а так же и потребностями города;
• обеспечение образовательных запросов особых категорий детей;
• создание системы валеологической и психологической поддержки обучающихся и воспитанников;
• повышение роли воспитания в образовательном процессе и в решении проблем социализации детей;
• развитие материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений;
• формирование системы повышения квалификации педагогов, моральной и материальной поддержки их профессиональных устремлений.
В сфере образования Великих Лук занято 1586 учителей и воспитателей. Высок профессиональный уровень педагогических кадров города: 90% учителей и 81% воспитателей дошкольных образовательных учреждений имеют категорийные разряды. В образовательных учреждениях работает 24 Заслуженных учителей РФ и 258 имеют государственные и ведомственные награды.
Однако имеют место и серьезные проблемы. Произошло существенное старение кадров. Средний возраст педагогов школ составляет – 45 лет, педагогов-пенсионеров более 20%; в детских садах средний возраст воспитателей – 41 год, пенсионеров – 15%. Феминизация остается характерной чертой нашей сферы образования – женщины составляют 87% от общего числа учителей, больше, чем в целом по стране. Наблюдается текучесть кадров учреждений образования. В 2003 году выбыло из образовательных учреждений города более ста педагогов.
Мы вплотную подошли к проблеме вакансий, особенно учителей математики, физики, иностранного языка, истории, технологии, биологии и даже физической культуры, воспитателей школы-интернат, воспитателей детских садов. Большинство этих вакансий закрывалось за счет значительных перегрузок педагогов, что сказывается на качестве обучения и воспитания, здоровье и эмоциональном состоянии учителей.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специализированных группах дошкольных образовательных учреждений острая нехватка специалистов. Нам нужны профессиональные психологи, дефектологи, логопеды и сурдопедагоги, офтальмологи и тифлопедагоги.
Все это свидетельствует о целом ряде нерешенных проблем: низкая заработная плата в сфере образования, минимум социальных льгот, не решавшиеся на протяжении всех последних лет социально-бытовые проблемы (сегодня 400 семей педагогов нуждаются в улучшении жилищных условий).
Совокупность же этих проблем бьет, прежде всего, по самой незащищенной и самой важной на сегодня категории - молодым учителям.
В пределах муниципальной программы указанные проблемы превращаются в проект сохранения и поддержки кадрового потенциала сферы образования! Без решения этого вопроса трудно рассчитывать на качественное развитие муниципальной системы образования города Великие Луки.
Одним из путей поддержки педагогичес