В городе Великие Луки в период с апреля 2019 г. по сентябрь 2020 г. реализовывался инновационный социальный проект «МЫ ВМЕСТЕ» муниципального образования «Город Великие Луки», получивший грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г.Москва). Учреждениями-исполнителями проекта были МБДОУ Детский сад № 26 (заведующая Мозговкина И.В.), МБДОУ Детский сад № 1 (заведующая Семёнова Е.А.), МБУДО Центр технического творчества (директор Соусова Л.П.), ГБУСО Псковской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (директор Слотина М.Н.). Основным координатором проекта являлось Управление образования Администрации города Великие Луки.
Задачи проекта заключались в социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), развитии толерантности у здоровых сверстников, формировании у родителей специальных навыков по эффективному взаимодействию с ребёнком, расширении социальных контактов семей с детьми-инвалидами, интеграции ребёнка-инвалида и его семьи в жизнь местного сообщества, повышении социальной активности и информированности семей. Для реализации проекта были созданы целевые группы из числа родителей и воспитанников учреждений-исполнителей проекта, а также группа добровольцев.
Семья и учреждение образования - это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии учреждения образования и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству при выполнении мероприятий проекта. Мы убедились, что вместе мы можем многое. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Основная часть мероприятий проекта была направлена на поддержку родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Семьи с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ впервые участвовали в общегородских мероприятиях, были включены в программы выходного дня и специальные программы для всей семьи, предусматривающие участие обоих родителей. Осуществлялось совместное участие в творческих и культурно-массовых мероприятиях детей-инвалидов и детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками. Данная форма социальной интеграции способствовала развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, активизации внутренних ресурсов семей и расширению их социального окружения, укреплению детско-родительских отношений, созданию позитивной атмосферы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Большую поддержку по участию семей с особыми детьми в городских мероприятиях оказывал Комитет культуры Администрации города. Добровольцы проекта постоянно осуществляли сопровождение и оказывали помощь родителям и детям, участвующим в различных мероприятиях.
При проведении мероприятий проекта учреждениями-исполнителями использовалось мультимедийное и интерактивной оборудование, программные материалы и методики, реабилитационное и иное оборудование, диагностические комплексы, которые были приобретены за счёт средств муниципального бюджета и средств Гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание уделялось проведению коррекционно-развивающих занятий с применением современных технологий и методик работы, а также созданию условий для развития и самореализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Подводя итоги реализации инновационного социального проекта «МЫ ВМЕСТЕ» все участники отмечают эффективность созданных условий для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей атмосферы в учреждениях-исполнителях проекта.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, знаниями и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. В результате проделанной работы по реализации проекта, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, возросла культура межличностного взаимодействия детей в учреждениях, участвующих в проекте. На сегодняшний день можно сказать, что сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители проявляли искренний интерес к жизни детей в учреждениях-исполнителях проекта, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
В заключение хочется отметить, что проект «МЫ ВМЕСТЕ» стал для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, школой развития их родительской компетентности. Эта компетентность позволит осуществлять качественный уход за «особенным» ребёнком, адекватно выстраивать процесс его развития, улучшит детско-родительские отношения и установление контакта с ребёнком. Мы не будем останавливаться на достигнутом, а продолжим искать новые пути сотрудничества. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни, даже если это «особенные» дети. Проект завершается, конечно, нам будет не хватать этого ритма работы, но в одном мы уверены, что при встрече мы будем всегда искренне желать друг другу здоровья и дарить тепло улыбок. Хочется выразить особую благодарность всем специалистам, участвующим в проекте, и, конечно, родителям целевой группы.
Мы начинали проект под девизом «Мы ждём не глобальных перемен, а качественных изменений» и сейчас, по итогам завершения проекта «МЫ ВМЕСТЕ», можно констатировать, что нам удалось его достигнуть.
Управление образования Администрации города Великие Луки