Дошкольное учреждение в условиях модернизации системы образования ориентировано на создание равных условий получения новых знаний, умений, а также оказание психолого-педагогической и специальной коррекционной помощи каждому воспитаннику. Для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 комбинированного вида» эта задача имеет особо важное значение, так как группы комбинированной направленности посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.
Находясь в постоянном поиске эффективных форм и методов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, в июле 2019 года дошкольное учреждение подключилось к участию в инновационном социальном проекте «МЫ ВМЕСТЕ», получившем грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Десять семей воспитанников вошли в состав целевой группы, а специалисты детского сада получили возможность обеспечивать реализацию проектной деятельности.
Первым мероприятием в рамках инновационного социального проекта «МЫ ВМЕСТЕ» для дошкольного учреждения стал День города. Семьи с детьми в рамках обширной праздничной программы посетили выставку военной техники, получили возможность почувствовать себя участниками дорожного движения в интерактивной лаборатории безопасности, приняли участие в мастер-классах, конкурсах, побывали на зарядке с чемпионом, посетили праздничный концерт и салют. Такой старт проектной деятельности не оставил никого равнодушным, зарядил позитивным настроем и хорошим настроением.
За время реализации проекта, семьи целевой группы приняли участие в тренингах взаимодействия, программах выходного дня, семинарах-практикумах, получили возможность общения со специалистами разного профиля. Такой формат поддержки семей носил не только информативный характер, а, что наиболее важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, практическую направленность. В процессе совместных мероприятий родители с помощью педагогов учились основным реабилитационным навыкам, правильным способам помощи ребенку, позволяющим ему действовать самостоятельно. При подготовке к праздникам, мастер-классам, тренингам на педагогов возлагалась колоссальная ответственность, требовалась большая подготовка, четкая организация и слаженная работа всей команды организаторов, специалистов и добровольцев проекта.
Очень показательным в этом плане для детского сада стал тренинг взаимодействия педагогов-родителей и детей «Мы по улице идём». Основная часть мероприятия проходила в форме спортивных соревнований. В начале эстафет родители пытались выполнить обозначенную правилами задачу за детей. Брали, что называется, все в свои руки. Однако, подобранные с учетом возможностей воспитанников упражнения и грамотное руководство специалистов, позволили показать, каким образом можно помочь ребенку преодолеть трудности, поверить в свои силы и дать ему почувствовать себя победителем.
На протяжении всего проекта отмечались изменения в отношении семьи к своему особому ребенку. А как раскрылись сами дети! Успехов, побед и достижений, отмеченных родителями и педагогами, не перечесть. Дошколята стали самостоятельнее, увереннее, у многих открылись творческие способности. У ребят появилось большое количество новых друзей и знакомых, увеличился круг интересов и увлечений.
Участие в проекте принесло много положительных моментов и в деятельность дошкольной организации в целом. Педагогические работники учреждения, привлеченные к реализации проектной деятельности, получили возможность обмениваться опытом со специалистами разного уровня и направленности, регулярно проходить курсы повышения квалификации, работать с разным контингентом детей, совершенствуя при этом свое профессиональное мастерство. Кроме этого, из средств гранта, выделенных на реализацию проекта, детский сад приобрел мультимедийное и интерактивное оборудование. Данное оборудование позволит повысить эффективность работы с категорией воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья, сделает образовательный процесс наиболее интересным и привлекательным.
Проект подходит к своему завершению. Но, это не означает, что деятельность детского сада в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья остановится. Все навыки и опыт, новые знания дошкольное учреждение обязательно сохранит, будет только развивать и преумножать.
МБДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида»