УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления образования
Администрации г. Великие Луки
________________ Т.О. Лозницкая
« 01 » февраля 2019 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТКРЫТОМ ТУРНИРЕ ПО ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЮ И РОБОТОТЕХНИКЕ «РОБОСТАРТ».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Городской открытый турнир по робототехнике (далее – Турнир) представляет собой систему интеллектуально-творческих состязаний, которая направлена на развитие инженерно-конструкторских навыков детей и молодежи.
Турнир способствует мотивации обучающихся к выбору инженерно-технических специальностей, распространению эффективного опыта образовательных учреждений, развивающих робототехнику.
2. УЧРЕДИТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОРЫ ТУРНИРА
Управление образования Администрации города Великие Луки, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр технического творчества» (далее – МБУДО ЦТТ).
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТУРНИРА
Выявление и дальнейшее сопровождение талантливых детей и молодёжи в области научно-технического творчества; активизация и развитие познавательных, интеллектуальных и творческих инициатив, создание условий для практической реализации идей в области робототехники.
Задачи Турнира:
- развитие инженерно-конструкторских навыков обучающихся;
- пропаганда робототехники как учебной дисциплины;
- привлечение детей и молодёжи к инновационному, научно-техническому творчеству в области робототехники;
- формирование новых знаний, умений и компетенций у молодежи в области инновационных технологий, механики и программирования;
- формирование основы для осознанного выбора направления профессионального образования;
- обмен опытом между участниками соревнований;
- расширение и укрепление связей образовательных организаций.
4. УЧАСТНИКИ ТУРНИРА
В соревнованиях могут принять участие обучающиеся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования.
К участию приглашаются команды муниципальных образовательных учреждений, увлекающихся робототехникой. Количество команд не ограничено.
Команда состоит из двух участников (операторов).
Один из членов команды – капитан. Возможно индивидуальное участие.
Для команды возможно участие как в отдельных соревнования, так и во всех сразу.
Требования к команде.
Каждого робота должны представлять два или один участник команды (операторы). Операторы одного робота могут быть операторами роботов в другой категории.
Возрастные категории: 8-12 лет, 13-16 лет.
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА
Турнир состоится 20 апреля 2019 года на базе МБУДО ЦТТ, по адресу : ул. Печорская 6 , в 12.00 час. Приветствуется единая форма и атрибутика команд (футболки, эмблемы).
Для участия необходимо отправить заявку на адрес электронной почты: cdutt@eduvluki.ru в срок до 10 апреля 2019 года – (форма заявки в Приложении 1 : ФИО, дата рождения, место обучения, ф.и.о. тренера, наименование категории турнира, название модели робота).
6. СОСТЯЗАНИЯ РОБОТОВ LEGO MINDSTORMS
Состязания роботов проходят в следующих категориях:
Следование по линии – задача робота: как можно быстрее пройти заданную трассу. Каждой команде даётся две попытки на движение по трассе. Ограничение веса конструкции 1000 грамм, 20см x 30см.
Интеллектуальное сумо 20 x20 - Цель состязания – вытолкнуть робота-противника за белую линию ринга. Состязание проходит между двумя роботами на черном поле. Борьба идет продолжительностью 2 раунда по 60 секунд. Третий раунд назначается в случае спорной ситуации для выявления победителя.
Ограничение веса конструкции 1000 грамм, габаритов 20см x20 см, высота не более30 см.
Кегельринг – задача робота: вытолкнуть все кегли за пределы поля на скорость. Каждой команде даётся две попытки (не более5 минут).
Ограничение веса конструкции 1000 грамм, габаритов 20см x20см, высота 20см .
Марафон шагающих роботов – задача робота, за минимальное время пройти заданное расстояние по прямой. Ограничение веса конструкции 3000 грамм.
7. СОСТЯЗАНИЯ РОБОТОВ НА БАЗЕ ARDUINO
Состязания роботов проходят в следующих категориях:
Следование по линии – задача робота: как можно быстрее пройти заданную трассу. Каждой команде даётся две попытки на движение по трассе. Ограничение веса конструкции 1000 грамм.
Интеллектуальное Сумо 20 x 30 – задача робота: выбить соперника за ринг. Борьба идет продолжительностью 2 раунда по 60 секунд. Третий раунд назначается в случае спорной ситуации для выявления победителя . Состязание проходит между двумя роботами на черном поле.
Цель состязания – вытолкнуть робота-противника за белую линию ринга.
Ограничение веса конструкции 1000 грамм, габаритов 20см x30 см, высота не более 20 см.
Программирование на скорость – задача участника: как можно быстрее собрать электрическую схему на макетной плате и написать программу на Arduino. Задание будет дано, непосредственно перед началом состязания. Все необходимые комплектующие, USB шнур, компьютер, программное обеспечение будет выдано.
8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
Организаторы соревнований предоставляют командам рабочие места в зоне подготовки, оборудованные по просьбе участников персональными компьютерами с установленной средой программирования EV3, средой программирования Arduino розетки для подключения ноутбуков и зарядных устройств, тренировочные поля «Сумо», «Кегельринг», «Линия», платы Arduino, макетные платы, соединительные провода и необходимые радиоэлементы.. Руководитель команды имеет право на получение информации о текущих и итоговых результатах выступления команд в видах соревнований.
Для участия в состязании роботов, тренировочных сборах командам нужно иметь робота, запасные батарейки или аккумуляторы, по необходимости свой ноутбук.
Не допускается ручное дистанционное управление роботами в момент соревнований!
9. НОМИНАЦИЯ «ТВОРЧЕСКИЙ ЦИФРОВОЙ ПРОЕКТ»
Тема «Роботы и цифровые технологии в жизни человека».
Правила:
Участникам предлагается заранее разработать, а затем презентовать Проект произвольной конструкции, смысл которой удовлетворяет заявленной теме. Конструкция может управляться Arduino-совместимой платой или иными микроконтроллерами и микросхемами, а также схемами, собранными на транзисторах. При создании проекта могут использоваться любые компоненты и материалы.
Тема творческой категории «Робот в жизни человека». Это могут быть устройства, которые полезны для человека, например: робот-уборщик, робот-врач, робот для полива комнатных растений или создания подходящего микроклимата, робот для сбора урожая, робот-повар, робот-охранник, роботы, позволяющие человеку отслеживать состояние животного/растения, любые другие роботы, позволяющие помочь человеку в повседневной жизни.
При выборе победителя предпочтение будет отдано реально действующим проектам, а не просто моделирующим реальную ситуацию.
10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ
Подведение итогов осуществляется согласно Регламенту каждого вида соревнований, описанных в Приложении 2,3.
По результатам состязаний определяются команды призеры и победители (1-3 места) в двух возрастных группах. Победители (1-3 место) награждаются дипломами. Сертификат участника (индивидуальный) – получают все участники.
11. ФИНАНСИРОВАНИЕ.
Финансирование проведения турнира осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности, противодействие правонарушениям, наркомании, защита прав и адаптации несовершеннолетних и отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «Город Великие Луки» в 2017-2021 годах».
Расходы на участие в турнире (транспортные расходы, участие в тренировочных сборах), осуществляются за счет направляющих организаций, либо участниками самостоятельно.
12. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СБОРЫ.
По согласованию участников турнира возможно проведение тренировочных сборов.
Для участия в мероприятиях Турнира и получения консультаций можно зарегистрироваться в социальной сети ВКонтакте в группе: РОБОШКОЛА Великие Луки (https://vk.com/robovl).
Телефон для справок: 8911 386 51 59, Караневский Алексей Маратович
Приложение 1
ЗАЯВКА ОБРАЗЕЦ
на участие в Турнире по робототехнике среди обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования
Категория
LEGO MINDSTORMS
Ф.И .(полностью) |
Дата рождения, возраст |
Образовательное учреждение |
ФИО педагога-тренера (полностью), телефон |
Вид соревнований |
Имя робота |
Петров Андрей |
20.09.2005 13 лет |
МБОУ СОШ №6 г. Великие Луки |
Иванов Иван Иванович 911-456-57-00 |
Движение по линии |
Терминатор-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАЯВКА ОБРАЗЕЦ
на участие в Турнире по робототехнике среди обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования
Категория
ARDUINO
Ф.И .(полностью) |
Дата рождения, возраст |
Образовательное учреждение |
ФИО педагога-тренера (полностью), телефон |
Вид соревнований |
Имя робота. |
Петров Андрей |
20.09.2005 13 лет |
МБОУ СОШ №6 г. Великие Луки |
Иванов Иван Иванович 911-456-57-00 |
Движение по линии
|
Терминатор-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАЯВКА ОБРАЗЕЦ
на участие в Турнире по робототехнике среди обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования
Категория «Творческий цифровой проект»
Ф.И .(полностью) |
Дата рождения, возраст |
Образовательное учреждение |
ФИО педагога-тренера (полностью), телефон |
Название проекта |
Описание проекта |
Петров Андрей |
20.09.2005 13 лет |
МБОУ СОШ №6 г. Великие Луки |
Иванов Иван Иванович 911-456-57-00 |
Робот-повар |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Регламенты
Состязаний LEGO роботов
Кегельринг
1. За наиболее короткое время робот, не выходя более чем на 5 секунд за пределы круга, очерчивающего ринг, должен вытолкнуть расположенные в нем кегли.
2. На очистку ринга от кеглей дается максимум 5 минут.
3. Если робот полностью выйдет за линию, попытка не засчитывается.
4. Во время проведения состязания участники команд не должны касаться роботов, кеглей или ринга.
1. Цвет ринга - светлый.
2. Цвет ограничительной линии - черный.
3. Диаметр ринга - 1 м (белый круг).
Кегли
1. Кегли представляют собой жестяные цилиндры и изготовлены из пустых стандартных жестяных банок (330 мл), использующихся для напитков.
2. Диаметр кегли - 70 мм.
3. Высота кегли - 120 мм.
4. Вес кегли - не более 50 гр.
5. Цвет кегли - белый.
Робот
1. Максимальная ширина робота 20 см, длина - 20 см.
2. Высота 20 см и вес не более 1000 г.
3. Робот должен быть автономным.
4. Во время соревнования размеры робота должны оставаться неизменными и не должны выходить за пределы 20см х 20 см.
5. Робот не должен иметь никаких приспособлений для выталкивания кеглей (пневматических, вибрационных, акустических и др.).
6. Робот должен выталкивать кегли исключительно своим корпусом.
7. Запрещено использование каких-либо клейких приспособлений на корпусе робота для сбора кеглей.
Игра
1. Робот помещается строго в центр ринга.
2. На ринге устанавливается 8 кеглей.
3. Кегли равномерно расставляются внутри окружности ринга. На каждую четверть круга должно приходиться не более 2-х кеглей.
Кегли ставятся не ближе 12 см. и не далее 15 см. от черной ограничительной линии. Перед началом игры участник состязания может поправить расположение кеглей. Окончательная расстановка кеглей принимается судьей соревнования.
4. Цель робота состоит в том, чтобы вытолкнуть кегли за пределы круга, ограниченного линией.
5. Кегля считается вытолкнутой, если никакая ее часть не находится внутри белого круга, ограниченного линией.
6. Один раз покинувшая пределы ринга кегля считается вытолкнутой и может быть снята с ринга в случае обратного закатывания.
7. Робот должен быть включен или инициализирован вручную в начале состязания по команде судьи, после чего в его работу нельзя вмешиваться. Запрещено дистанционное управление или подача роботу любых команд.
Определение победителя
1. Каждой команде дается не менее двух попыток (точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований)
2. В зачет принимается лучшее время из попыток или максимальное число вытолкнутых кеглей за отведенное время.
3. Победителем объявляется команда, чей робот затратил на очистку ринга от кеглей наименьшее время. Если ни одна команда не справилась с полной очисткой ринга, победителем объявляется та команда, чей робот вытолкнул за пределы ринга наибольшее количество кеглей.
Регламент соревнований «Следование по линии»
Условия состязания
1. За наиболее короткое время робот, следуя черной линии, должен добраться от места старта до места финиша.
2. На прохождение дистанции дается максимум 3 минуты.
3. Если робот потеряет линию более чем на 10 секунд, он будет дисквалифицирован.
4. Покидание линии, при котором никакая часть робота не находится над линией, может быть допустимо только по касательной и не должно быть больше чем три длины корпуса робота. Длина робота в этом случае считается по колесной базе.
5. Во время проведения состязания участники команд не должны касаться роботов.
Трасса
1. Цвет полигона - белый.
2. Цвет линии – черный.
3. Ширина линии - 60 мм.
4. Минимальный радиус кривизны линии – 300 мм.
Робот
1. Максимальная ширина робота 20 см, длина - 30 см.
2. Вес робота не должен превышать 1000 г.
3. Робот должен быть автономным.
Правила отбора победителя
1. На прохождение дистанции каждой команде дается не менее двух попыток (точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований).
2. В зачет принимается лучшее время из попыток.
3. Если робот потеряет линию более чем на 10 секунд и/или «срежет» траекторию движения, он будет дисквалифицирован.
4. Победителем будет объявлена команда, потратившая на преодоление дистанции наименьшее время.
Регламент соревнований «Сумо»
В этом состязании участникам необходимо подготовить автономного робота, способного наиболее эффективно выталкивать робота-противника за пределы черной линии ринга.
Условия состязания
1. Состязание проходит между двумя роботами. Цель состязания - вытолкнуть робота-противника за черную линию ринга.
2. После начала состязания роботы могут маневрировать по рингу как угодно.
3. Если по окончании раунда ни один робот не будет вытолкнут за пределы круга, то назначается дополняется дополнительный раунд.
4. Если победитель не может быть определен способами, описанными выше, решение о победе или переигровке принимает судья состязания.
5. Во время раунда участники команд не должны касаться роботов.
1. Черный круг диаметром 1 м с белой каёмкой толщиной в 5 см.
2. В круге красными или белыми полосками отмечены стартовые зоны роботов.
3. Красной или белой точкой отмечен центр круга.
4. В соревнованиях используется поле в виде подиума высотой 10-20 мм. Поле располагается на ровной горизонтальной поверхности. Размер поверхности (основания) должен быть достаточным для исключения случайного падения роботов с высоты. Допускается расположить поле непосредственно на полу.
5. Поле изготавливается из твёрдого шероховатого материала, обеспечивающего достаточное качество сцепления резиновых покрышек колёс и гусениц с поверхностью (из ламинированной ДСП, листового пластика и т.п.). Линии могут быть выполнены как из самоклеящегося листового материала (плёнки), так и с помощью краски, устойчивой к истиранию.
Робот
1. Роботы должны быть собраны из деталей, выпущенных под маркой LEGO. Основой робота должен служить блок-процессор LEGO MINDSTORMS. Допускается использование датчиков сторонних производителей и соединительных кабелей, для которых явно указана прямая совместимость с конструкторами LEGO MINDSTORMS. Не допускаются разветвители, мультиплексоры, а также модифицированные, повреждённые или самодельные детали, нитки и шнуры, независимо от их происхождения, липкая лента, болты, и прочие предметы, не являющиеся оригинальными деталями ЛЕГО.
2. Во время всего раунда:
• Размер робота не должен превышать 20 см х20см , высота 30 см .
• Вес робота не должен превышать 1000г.
• Расстояние от всех частей робота до поверхности поля, должно быть больше или равно 8мм. Исключением являются только подвижные части, с помощью которых робот передвигается по полю, либо обеспечивает свою устойчивость к опрокидыванию (колёса, гусеницы или иные активные приспособления). Части робота, расположенные рядом с колёсами, с помощью которых робот передвигается по полю, на одной с ними оси и вращающиеся вместе с колёсами (например, шестерни), так же считаются частью колёс.
• Допускается использовать дополнительные подвижные конструкции, которые в процессе своего перемещения не выходят за первоначальные габариты корпуса робота, и не причиняют намеренных механических повреждений роботу соперника.
3. Робот должен быть автономным. Запрещена подача команд роботу по каналу Bluetooth, с помощью ИК-лучей, а также любого другого средства дистанционной связи.
4. Робот, по мнению судей, намеренно повреждающий других роботов, или как либо повреждающий или загрязняющий покрытие поля, будет дисквалифицирован на всё время состязаний.
5. Перед матчем роботы проверяются на габариты, вес, тип использованных деталей, и расстояние деталей до поля. Расстояние до поля измеряется путём просовывания стандартной одинарной планки ЛЕГО ТЕХНИК (например Technic Liftarm 1 x 15 Thick) между поверхностью поля (стола) и корпусом робота. Планка должна проходить свободно, робот при этом не должен менять своего положения.
6. Конструктивные запреты:
• Запрещено использование каких-либо клейких приспособлений на колесах и корпусе робота.
• Запрещено использование каких-либо приспособлений, дающих роботу повышенную устойчивость, например, создающих вакуумную среду.
• Запрещено создание помех для ИК и других датчиков робота-соперника, а также помех для электронного оборудования.
• Запрещено использовать приспособления, бросающие что-либо в робота-соперника или запутывающие его.
• Запрещено использовать жидкие, порошковые и газовые вещества в качестве оружия против робота-соперника.
• Запрещено использовать легковоспламеняющиеся вещества.
• Запрещено использовать конструкции, которые могут причинить физический вред
рингу или роботу-сопернику.
• Запрещено использовать подвижные конструкции, вызывающие намеренное зацепление между роботами или намеренное создание помех вращению колёс или гусениц робота соперника.
• Батарейки или аккумуляторы должны быть подключены к интеллектуальному блоку NXT штатным образом, дополнительные батарейные или аккумуляторные блоки не допускаются.
7. Роботы, нарушающие вышеперечисленные запреты, снимаются с соревнований.
8. Участники имеют право на оперативное конструктивное изменение робота между раундами (в т.ч. - ремонт, замена элементов питания, выбор программы и проч.), если внесенные изменения не противоречат требованиям, предъявляемых к конструкции робота и не нарушают регламентов соревнований. Время на оперативное конструктивное изменение робота контролируется судьёй, но не может превышать 3 минуты.
9. Между матчами разрешено изменять конструкцию и программы роботов.
10. Каждая команда может выставить на соревнования только одного робота.
Проведение соревнований
1. Соревнования состоят из серии матчей. Матч определяет из двух участвующих в нём роботов наиболее сильного. Матч состоит 2 раундов по 60 секунд. Раунды проводятся подряд.
2. Перед первым раундом и между раундами команды могут настраивать своего робота.
3. До начала раунда команды должны поместить своих роботов в область «карантина». После подтверждения судьи, что роботы соответствуют всем требованиям, соревнования могут быть начаты.
4. Если при осмотре будет найдено нарушение в конструкции робота, то судья дает 3 минуты на устранение нарушения. Однако, если нарушение не будет устранено в течение этого времени, команда не сможет участвовать в состязании.
5. После помещения робота в «карантин» нельзя модифицировать (например: загрузить программу, поменять батарейки, изменить конструкцию) роботов до конца попытки.
6. Непосредственно в поединке участвуют судьи и операторы роботов – по одному из каждой команды.
7. Запуск роботов производится одновременным нажатием кнопки «Пуск» на интеллектуальных блоках обоих роботов по команде «Старт!», предварённой обратным отсчётом от 5 до 1. Отсчёт производит судья, запуск выполняется операторами роботов. Допускается предварительный запуск программы, если интеллектуальный блок расположен неудобно, и в программе робота предусмотрена задержка до нажатия на датчик касания. В этом случае по команде «Старт!» оператор должен нажать на датчик касания, запускающий дальнейшее исполнение программы .
Запуск основного цикла программы должен осуществляться с пятисекундной задержкой, для того, что бы операторы роботов могли отойти на расстояние не менее метра от поля.
8. Каждый оператор один раз во время всего матча может остановить старт раунда без штрафных санкций, но не позднее, чем за 1 секунду до окончания обратного 5-секундного отсчета. Задержка старта разрешена не более чем на 30 секунд. Задержка на большее время может быть осуществлена лишь по специальному разрешению судьи. После устранения неполадки роботы вновь устанавливаются на старт.
9. Если во время матча конструкция какого либо робота была ненамеренно повреждёна, то матч может прерваться и команде разрешается исправить конструкцию робота, в это время могут проходить матчи с другими командами, после починки робота и завершения текущего матча, прерванный матч продолжается.
10. Матч выигрывает робот, выигравший наибольшее количество раундов. Судья может использовать дополнительный раунд для разъяснения спорных ситуаций.
11. Операторы роботов должны быть готовы остановить роботов по команде судьи, если очевидно, что время раунда истекает, и ни один из роботов не покинет пределы ринга. Судья заранее (за 5-10 секунд) предупреждает операторов об истечении времени раунда.
12. Раунд проигрывается роботом если:
• Одна из частей робота коснулась зоны за чёрной границей ринга.
• Робот был опрокинут, или получил конструктивные повреждения, не позволяющие ему продолжать активные действия.
Варианты проведения соревнований
1. Робот в своей конструкции обязан иметь хорошо видимую стартовую кнопку,
которая выполняет функцию включения робота. Допускается использовать запуск программы по нажатию на датчик касания.
2. После объявления судьи о начале раунда, роботы подготавливаются операторами, после подготовки оператор должен сообщить судье о том, что робот готов, после этого, до конца раунда, оператор не может вводить никакие данные в робота, а программа робота должна запускаться только по нажатию стартовой кнопки.
3. После готовности роботов, судья определяет расстановку роботов в начале раунда.
4. Примеры расстановки роботов:
5. По команде судьи операторы выставляют роботов на стартовые позиции и сообщают о готовности.
6. По команде судьи, нажатием на стартовую кнопку, операторы запускают роботов. Не допускается нажатие на любые другие кнопки, а также выбор другой программы для запуска.
Правила отбора победителей
- По решению оргкомитета, ранжирование роботов может проходить по разным системам в зависимости от количества участников и регламента мероприятия, в рамках которого проводится соревнование. При наличии достаточного времени, соревнования проводятся по системе «каждый с каждым».
Регламент соревнований «Марафон шагающих роботов»
Описание задания
Необходимо за минимальное количество времени преодолеть дистанцию по заданной траектории движения. Длительность заезда - 5 минут. Поле представляет собой плоскую поверхность белого материала с нанесённой на неё чёрной линией, обозначающей траекторию, ширина линии: 60 мм; минимальный радиус кривизны: 30 мм. Робот должен быть полностью автономным. Требования к роботу на момент старта:
длина: не более 40 см;
ширина: не более 40 см;
высота робота не ограничена;
масса: не более 3 кг.
В процессе движения робот может превышать размеры, указанные на момент старта.
Робот должен содержать в своём составе контроллер и блок питания.
Робот должен иметь хотя бы одну ногу. Максимальное число ног у робота не ограничено.
Робот должен касаться поверхности полигона только ногами.
Робот может следовать вдоль линии шагом, бегом, прыжками или любым другим неколесным способом передвижения.
Контакт конечностей с полем при помощи колес запрещен.
В любой момент времени любая стопа ноги робота не может находиться выше точки крепления этой ноги к телу робота.
Сочленения робота должны включать средства контролируемого движения для реализации ходьбы, бега и/или прыжков.
Далее перечисляются некоторые примеры конструкций, которые не являются ногами:
вертящиеся колеса со спицами или любыми другими радиально торчащими элементами, для создания подобия ноги;
тяговые ремни со шпильками или роликовая цепь со «ступнями», закрепленными в любом направлении;
«нога», точка опоры которой не совершает возвратно-поступательные движения и вращается вокруг одной (неподвижной относительно корпуса робота) оси;
«нога», точка опоры которой неподвижна относительно корпуса робота.
Порядок поведения состязаний.
Перед началом заезда робот устанавливается перед линией старта таким образом, чтобы никакая его часть и/или проекция не выходила за пределы этой линии.
В соревновании робот стартует и финиширует на одной стартовой позиции.
На прохождение дистанции каждой команде дается не менее двух попыток. Точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований. В зачет принимается лучшее время из попыток.
Время заезда отсчитывается от момента пересечения роботом линии старта до момента пресечения роботом линии финиша.
Робот пересекает линию, когда самая передняя его часть (или проекция) касается или пересекает линию.
Время попыток должно быть зафиксировано судьей по секундомеру В любом случае зафиксированное время должно быть окончательным. Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:
робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом);
во время заезда участник коснулся полигона или робота;
робот покинул поле (любая точка опоры робота коснулась поверхности за пределами поля);
робот коснулся полигона не ногой;
робот сошел с линии более чем на 15 секунд;
Считается, что робот покинул линию (сошёл с линии), если никакая часть робота или его проекция не находится на линии.
Победителем будет объявлена команда, потратившая на преодоление дистанции наименьшее время.
Приложение 3
Регламенты
Состязаний ARDUINO роботов
Регламент соревнований «Следование по линии»
Условия состязания
1. За наиболее короткое время робот, следуя черной линии, должен добраться от места старта до места финиша.
2. На прохождение дистанции дается максимум 3 минуты.
3. Если робот потеряет линию более чем на 10 секунд, он будет дисквалифицирован.
4. Покидание линии, при котором никакая часть робота не находится над линией, может быть допустимо только по касательной и не должно быть больше чем три длины корпуса робота. Длина робота в этом случае считается по колесной базе.
5. Во время проведения состязания участники команд не должны касаться роботов.
Трасса
1. Цвет полигона - белый.
2. Цвет линии – черный.
3. Ширина линии - 60 мм.
4. Минимальный радиус кривизны линии – 300 мм.
Робот
1. Вес робота не должен превышать 1000 г.
2. Робот должен быть автономным.
Правила отбора победителя
1. На прохождение дистанции каждой команде дается не менее двух попыток (точное число определяется судейской коллегией в день проведения соревнований).
2. В зачет принимается лучшее время из попыток.
3. Если робот потеряет линию более чем на 10 секунд и/или «срежет» траекторию движения, он будет дисквалифицирован.
4. Победителем будет объявлена команда, потратившая на преодоление дистанции наименьшее время.
Регламент соревнований «Интеллектуальное Сумо»
В этом состязании участникам необходимо подготовить автономного робота, способного наиболее эффективно выталкивать робота-противника за пределы черной линии ринга.
Условия состязания
1. Состязание проходит между двумя роботами. Цель состязания - вытолкнуть робота-противника за черную линию ринга.
2. После начала состязания роботы могут маневрировать по рингу как угодно.
3. Если по окончании раунда ни один робот не будет вытолкнут за пределы круга, то назначается дополняется дополнительный раунд.
4. Если победитель не может быть определен способами, описанными выше, решение о победе или переигровке принимает судья состязания.
5. Во время раунда участники команд не должны касаться роботов.
1. Черный круг диаметром 1 м с белой каёмкой толщиной в 5 см.
2. В круге красными или белыми полосками отмечены стартовые зоны роботов.
3. Красной или белой точкой отмечен центр круга.
4. В соревнованиях используется поле в виде подиума высотой 10-20 мм. Поле располагается на ровной горизонтальной поверхности. Размер поверхности (основания) должен быть достаточным для исключения случайного падения роботов с высоты. Допускается расположить поле непосредственно на полу.
5. Поле изготавливается из твёрдого шероховатого материала, обеспечивающего достаточное качество сцепления резиновых покрышек колёс и гусениц с поверхностью (из ламинированной ДСП, листового пластика и т.п.). Линии могут быть выполнены как из самоклеящегося листового материала (плёнки), так и с помощью краски, устойчивой к истиранию.
Робот
1. Роботы должны быть собраны самостоятельно из любых деталей. Основой робота должна служить плата Arduino, датчики, двигатели и соединительные кабели. Допускаются разветвители, мультиплексоры, а также модифицированные, самодельные детали. Не допускаются торчащие нитки и шнуры, независимо от их происхождения, липкая лента, болты, и прочие предметы.
2. Во время всего раунда:
• Размер робота не должен превышать 20см х30 см , высота не более 20см .
• Вес робота не должен превышать 1000 г.
• Расстояние от всех частей робота до поверхности поля, должно быть больше или равно 5мм. Исключением являются только подвижные части, с помощью которых робот передвигается по полю, либо обеспечивает свою устойчивость к опрокидыванию (колёса, гусеницы или иные активные приспособления). Части робота, расположенные рядом с колёсами, с помощью которых робот передвигается по полю, на одной с ними оси и вращающиеся вместе с колёсами (например, шестерни), так же считаются частью колёс.
• Допускается использовать дополнительные подвижные конструкции, которые в процессе своего перемещения не выходят за первоначальные габариты корпуса робота, и не причиняют намеренных механических повреждений роботу соперника.
3. Робот должен быть автономным. Запрещена подача команд роботу по каналу Bluetooth, с помощью ИК-лучей, а также любого другого средства дистанционной связи.
4. Робот, по мнению судей, намеренно повреждающий других роботов, или как либо повреждающий или загрязняющий покрытие поля, будет дисквалифицирован на всё время состязаний.
5. Перед матчем роботы проверяются на габариты, вес, тип использованных деталей, и расстояние деталей до поля.
6. Конструктивные запреты:
• Запрещено использование каких-либо клейких приспособлений на колесах и корпусе робота.
• Запрещено создание помех для ИК и других датчиков робота-соперника, а также помех для электронного оборудования.
• Запрещено использовать приспособления, бросающие что-либо в робота-соперника.
• Запрещено использовать жидкие, порошковые и газовые вещества в качестве оружия против робота-соперника.
• Запрещено использовать легковоспламеняющиеся вещества.
• Запрещено использовать конструкции, которые могут причинить физический вред
рингу или роботу-сопернику.
7. Роботы, нарушающие вышеперечисленные запреты, снимаются с соревнований.
8. Участники не имеют право на оперативное конструктивное изменение робота между раундами.
9. Участники имеют право на замену элементов питания робота. Время на оперативную замену элементов питания контролируется судьёй, но не может превышать 3 минуты.
10. Каждая команда может выставить на соревнования только одного робота.
Проведение соревнований
1. Соревнования состоят из серии матчей. Матч определяет из двух участвующих в нём роботов наиболее сильного. Матч состоит из 3 по 60 секунд. Раунды проводятся подряд.
2. Соревнования состоят не менее чем из двух попыток (точное число определяется оргкомитетом). Попытка - это совокупность всех матчей, в которых участвует каждый робот минимум 1 раз.
3. Перед первой попыткой и между попытками команды могут настраивать своего робота.
4. До начала попытки команды должны поместить своих роботов в область «карантина». После подтверждения судьи, что роботы соответствуют всем требованиям, соревнования могут быть начаты.
5. Если при осмотре будет найдено нарушение в конструкции робота, то судья дает 3 минуты на устранение нарушения. Однако, если нарушение не будет устранено в течение этого времени, команда не сможет участвовать в состязании.
6. После помещения робота в «карантин» нельзя модифицировать (например: загрузить программу, поменять батарейки, изменить конструкцию) роботов до конца попытки.
7. Непосредственно в поединке участвуют судьи и операторы роботов – по одному из каждой команды.
8. Запуск роботов производится одновременным нажатием кнопки «Пуск» на интеллектуальных блоках обоих роботов по команде «Старт!», предварённой обратным отсчётом от 5 до 1. Отсчёт производит судья, запуск выполняется операторами роботов. Допускается предварительный запуск программы, если интеллектуальный блок расположен неудобно, и в программе робота предусмотрена задержка до нажатия на датчик касания. В этом случае по команде «Старт!» оператор должен нажать на датчик касания, запускающий дальнейшее исполнение программы
После запуска роботов операторы должны отойти от поля более чем на 1 метр в течении 5 секунд. В начале программы робота (в случае запуска по датчику касания – после точки возобновления работы программы) должна быть предусмотрена задержка длительностью 2 секунды и подача звукового сигнала любой тональности длительностью 0.2 секунды. Робот может начать активные действия только после подачи звукового сигнала. Если робот начинает двигаться ранее подачи звукового сигнала, или время задержки составляет менее 2 секунд, по решению судьи робот может быть признан проигравшим попытку.
9. Каждый оператор один раз во время всего матча может остановить старт раунда без штрафных санкций, но не позднее, чем за 1 секунду до окончания обратного 5-секундного отсчета. Задержка старта разрешена не более чем на 30 секунд. Задержка на большее время может быть осуществлена лишь по специальному разрешению судьи. После устранения неполадки роботы вновь устанавливаются на старт.
10. Если во время матча конструкция какого либо робота была ненамеренно повреждёна, то матч может прерваться и команде разрешается исправить конструкцию робота, в это время могут проходить матчи с другими командами, после починки робота и завершения текущего матча, прерванный матч продолжается.
11. Матч выигрывает робот, выигравший наибольшее количество раундов. Судья может использовать дополнительный раунд для разъяснения спорных ситуаций.
12. Операторы роботов должны быть готовы остановить роботов по команде судьи, если очевидно, что время раунда истекает, и ни один из роботов не покинет пределы ринга. Судья заранее (за 5-10 секунд) предупреждает операторов об истечении времени раунда.
13. Раунд проигрывается роботом если:
• Одна из частей робота коснулась зоны за чёрной границей ринга.
• Робот находится дальше от центра ринга, чем робот противника. В случае если время раунда истекло, и ни один из роботов не вышел за границы ринга.
• Робот был опрокинут, или получил конструктивные повреждения, не позволяющие ему продолжать активные действия.
Варианты проведения соревнований
1. Правила предусматривают три уровня сложности. Организатор соревнований обязан заранее предупредить участников о выбранном уровне сложности. Локальным оргкомитетом принято решение выбрать для соревнований третий уровень сложности:
1.1. Повышенная манёвренность.
1.2. Требует хороших умений.
1.3. Вынуждает робота ориентироваться в пространстве.
2. Робот в своей конструкции обязан иметь хорошо видимую стартовую кнопку,
которая выполняет функцию включения робота. Допускается использовать запуск программы по нажатию на датчик касания.
3. После объявления судьи о начале раунда, роботы подготавливаются операторами, после подготовки оператор должен сообщить судье о том, что робот готов, после этого, до конца раунда, оператор не может вводить никакие данные в робота, а программа робота должна запускаться только по нажатию стартовой кнопки.
4. После готовности роботов, судья определяет расстановку роботов в начале раунда.
5. Примеры расстановки роботов:
6. По команде судьи операторы выставляют роботов на стартовые позиции и сообщают о готовности.
7. По команде судьи, нажатием на стартовую кнопку, операторы запускают роботов. Не допускается нажатие на любые другие кнопки, а также выбор другой программы для запуска.
Правила отбора победителей
1. По решению оргкомитета, ранжирование роботов может проходить по разным системам в зависимости от количества участников и регламента мероприятия, в рамках которого проводится соревнование. При наличии достаточного времени, соревнования проводятся по системе «каждый с каждым».
Регламент соревнований «Программирование на скорость»
Программирование на скорость – задача участника: как можно быстрее собрать электрическую схему на макетной плате и написать программу на Arduino. Задание будет дано, непосредственно перед началом состязания. Все необходимые комплектующие, USB шнур, компьютер, программное обеспечение будет выдано.