Рекомендуемые критерии оценивания ответов участников итогового собеседования по русскому языку с ограниченными возможностями здоровья, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и
Задание 1. Чтение текста вслух
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух |
|
Обучающиеся с нарушением слуха |
Слепые и слабовидящие |
Обучающиеся с ЗПР |
Обучающиеся с ТНР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста |
|
|
|
|
|
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста |
|
|
|
|
|
|
|
Темп чтения |
|
|
|
|
|
|
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче |
|
|
|
|
|
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче |
|
|
|
|
|
|
Максимальное количество баллов/минимальное количество баллов для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов |
|
|
|
|
|
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Таблица 2
|
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания |
|
Обучающиеся с нарушением слуха |
Слепые и слабовидящие |
Обучающиеся с ЗПР |
Обучающиеся с ТНР |
|
Сохранение при пересказе микротем текста |
|
|
|
|
|
|
Все основные микротемы исходного текста сохранены |
|
|
|
|
|
Упущена или добавлена одна или более микротем |
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдение фактологической точности при пересказе |
|
|
|
|
|
|
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет |
|
|
|
|
|
Допущены фактические ошибки (одна и более) |
|
|
|
|
|
|
|
Работа с высказыванием |
|
|
|
|
|
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично |
|
|
|
|
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа |
|
|
|
|
|
|
|
Способы цитирования |
|
|
|
|
|
|
Ошибок нет |
|
|
|
|
|
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) |
|
|
|
|
|
|
Максимальное количество баллов/минимальное количество баллов для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов |
|
|
|
|
|
Таблица 3
|
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)* |
|
Обучающиеся с нарушением слуха |
Слепые и слабовидящие |
Обучающиеся с ЗПР |
Обучающиеся с ТНР |
|
|
Соблюдение грамматических норм |
|
|
|
|
|
|
|
Грамматических ошибок нет |
|
|
|
|
|
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более) |
|
|
|
|
|
||
|
Соблюдение орфоэпических норм |
|
|
|
|
|
|
|
Орфоэпических ошибок нет, допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) |
|
|
|
|
|
|
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) |
|
|
|
|
|
||
|
Соблюдение речевых норм |
|
|
|
|
|
|
|
Речевых ошибок нет, допущено не более трёх речевых ошибок |
|
|
|
|
|
|
Допущены речевые ошибки (четыре и более) |
|
|
|
|
|
||
|
Искажения слов |
|
|
|
|
|
|
|
Искажений слов нет |
|
|
|
|
|
|
Допущены искажения слов (одно и более) |
|
|
|
|
|
||
Максимальное количество баллов/минимальное количество баллов для обучающихся сОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов |
|
|
|
|
|
||
Задание 3. Монологическое высказывание
Таблица 4
№ |
Критерии оценивания монологического |
|
Обучающиеся с нарушением слуха |
Слепые и слабовидящие |
Обучающиеся с ЗПР |
Обучающиеся с ТНР |
|
Выполнение коммуникативной задачи |
|
|
|
|
|
|
Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют |
|
|
|
|
|
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, допустил фактические ошибки, привёл менее 10 фраз по теме высказывания |
|
|
|
|
|
|
Учёт условий речевой ситуации |
|
|
|
|
|
|
Учтены условия речевой ситуации |
|
|
|
|
|
Условия речевой ситуации не учтены |
|
|
|
|
|
|
|
Речевое оформление монологического высказывания (МР) |
|
|
|
|
|
|
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена |
|
|
|
|
|
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) |
|
|
|
|
|
|
Максимальное количество баллов/минимальное количество баллов для обучающихся сОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов |
|
|
|
|
|
Таблица 5
№ |
Критерии оценивания диалога (Д) |
|
|
|
|
|
|
Выполнение коммуникативной задачи |
|
|
|
|
|
|
Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге |
|
|
|
|
|
Ответы на вопросы не даны даны односложные ответы |
|
|
|
|
|
|
|
Учёт условий речевой ситуации |
|
|
|
|
|
|
Учтены условия речевой ситуации |
|
|
|
|
|
Условия речевой ситуации не учтены |
|
|
|
|
|
|
Максимальное количество баллов/минимальное количество баллов для обучающихся сОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов |
|
|
|
|
|
Таблица 6
|
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)* |
|
|
|
|
|
|
Соблюдение грамматических норм |
|
|
|
|
|
|
Грамматических ошибок нет |
|
|
|
|
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более) |
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдение орфоэпических норм |
|
|
|
|
|
|
Орфоэпических ошибок нет, допущено не более двух орфоэпических ошибок |
|
|
|
|
|
Допущены орфоэпические ошибки(три и более) |
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдение речевых норм |
|
|
|
|
|
|
Речевых ошибок нет, допущено не более трёх речевых ошибок |
|
|
|
|
|
Допущены речевые ошибки (четыре и более) |
|
|
|
|
|
Таблица 7
|
Речевое оформление |
|
|
|
|
|
|
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции |
|
|
|
|
|
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции |
|
|
|
|
|
|
Максимальное количество баллов/минимальное количество баллов для обучающихся сОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов |
|
|
|
|
|
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования – дети инвалиды и инвалиды получают зачёт в случае, если за выполнение всей работы они набрали 7 или более баллов.
Рекомендуемый временной регламент выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку участниками итогового собеседования с ОВЗ, участниками итогового собеседования – детьми-инвалидами и инвалидами
№ |
Действия экзаменатора-собеседника |
Действия обучающихся |
Время |
---|---|---|---|
1 |
Приветствие участника собеседования. Знакомство. Короткий рассказ о содержании итогового собеседования |
|
1 мин. |
Выполнение заданий итогового собеседования |
|||
|
Приблизительное время |
45 мин. |
|
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА – 23 мин. |
|||
2 |
Предложить участнику собеседования ознакомиться с текстом для чтения вслух. Обратить внимание на то, что участник собеседования будет работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2 |
|
|
3 |
За несколько секунд напомнить о готовности к чтению |
Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя |
до 8 мин. |
4 |
Слушание текста. Эмоциональная реакция на чтение участника собеседования |
Чтение текста вслух |
до 5 мин. |
5 |
Переключение участника собеседования на другой вид работы. |
Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации |
до 2-х мин. |
6 |
Забрать у участника собеседования исходный текст. Слушание пересказа. Эмоциональная реакция на пересказ участника собеседования. |
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации |
до 8 мин. |
7 |
Забрать у участника собеседования материалы, необходимые для выполнения задания 1 и 2. Объяснить, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работал участник собеседования при выполнении заданий 1 и 2. Предложить участнику собеседования выбрать вариант темы беседы и выдать ему соответствующую карточку. |
|
|
МОНОЛОГ – 14 мин. |
|||
8 |
Предложить участнику собеседования ознакомиться с темой монолога. Предупредить, что на подготовку отводится |
|
|
|
|
Подготовка к ответу |
до 7 мин. |
9 |
Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ |
Ответ по теме выбранного варианта
|
до 7 мин. |
ДИАЛОГ – 8 мин. |
|||
10 |
Задать вопросы для диалога. Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в КИМ итогового собеседования |
Вступает в диалог |
до 8 мин. |
11 |
Эмоционально поддержать участника собеседования |
|
|