УТВЕРЖДЕНО
Приложение к приказу
Комитета по образованию
Псковской области
от « 17 » января 2019 г. № 34
Порядок организации, проведения и проверки итогового собеседования по русскому языку для обучающихся по образовательным программам основного общего образования на территории Псковской области в 2018/2019 учебном году
- Общие положения
1.1. Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку на территории Псковской области(далее - Порядок) определяет организацию подготовки и проведения итогового собеседования по русскому языку (далее – итоговое собеседование), категории участников; сроки и продолжительность проведения итогового собеседования;требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению итогового собеседования; ; организацию проверки и обработки результатов итогового собеседования; организацию повторной проверки итогового собеседования; условия повторного допуска к сдаче итогового собеседования, а также срок действия результатов итогового собеседования.
1.2. Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА) проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:
- лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – экстерны);
- обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обучающихся, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам основного общего образования, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
- Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании
2.1. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление (Приложение 1) и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
Обучающиеся, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а обучающиеся, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в подпункте 8.5 пункта 8 настоящего Порядка.
2.2. Копии документов, представленных участниками с ОВЗ и обучающимися детьми-инвалидами и инвалидами, образовательная организация с сопроводительным письмом направляет в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования (далее - ОМСУ).
ОМСУ формирует общий список участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов и инвалидов в муниципалитете и направляет его в Комитет по образованию Псковской области (далее - Комитет) с приложением документов.
2.3. Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях и в местах проведения итогового собеседования, определяемых ежегодно Комитетом на основании обращений ОМСУ (далее вместе – места проведения итогового собеседования).
3. Организация проведения итогового собеседования
3.1. Комитет по образованию Псковской области в рамках проведения итогового собеседования определяет:
- порядок проведения и порядок проверки итогового собеседования;
- способ ведения аудиозаписи ответов участников итогового собеседования;
- лиц, ответственных за процедуру проведения итогового собеседования;
- порядок создания комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования;
- техническую схему обеспечения проведения итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования;
- минимальное количество баллов, полученных обучающимися, экстернами с ОВЗ, обучающимися, экстернами – детьми-инвалидами и инвалидами, за итоговое собеседование для выставления оценки «зачет»;
- порядок проверки ответов участников итогового собеседования экспертами, входящими в комиссию по проверке итогового собеседования[1];
- порядок и сроки передачи в Региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ) информации в виде специализированной формы для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (далее – специализированная форма), аудио-файлов с записями ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
- сроки, места и порядок ознакомления участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования;
- места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов КИМ итогового собеседования, аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования и других материалов итогового собеседования;
- порядок подачи заявления на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и организации повторной проверки устного ответа участника итогового собеседования муниципальной комиссией, в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящего Порядка.
В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам, Комитет направляет соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового собеседования.
3.2. Комитет организует формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС), и внесение сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее – ФИС ГИА и Приема).
- Комитет обеспечивает:
- информирование участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячих линий» и ведения раздела на официальном сайте в сети «Интернет» www.edu.pskov.ru и образовательном портале Псковской области www.pskovedu.ru;
- проведение итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с настоящим Порядком и Рекомендациями Рособрнадзора;
- техническую готовность мест проведения итогового собеседования к проведению и проверке итогового собеседования;
- информационную безопасность при хранении, использовании и передаче КИМ итогового собеседования, в том числе определяют места хранения КИМ итогового собеседования, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации;
- ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в сроки, установленные приказом Комитета.
3.4. Образовательные организации в целях проведения итогового собеседования:
- обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях в соответствии с требованиями настоящего Порядка и Рекомендациями Рособрнадзора;
- под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке итогового собеседования, о порядке проведения и проверки итогового собеседования, установленном на территории Псковской области;
- под подпись информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, установленном на территории Псковской области, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных обучающимися, экстернами.
3.5. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования на территории Псковской области, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, осуществляется РЦОИ, исполнение функций которого осуществляют Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Псковской области «Центр оценки качества образования» (далее - ЦОКО) и Государственное бюджетное учреждение Псковской области «Региональный центр информационных технологий» (далее - РЦИТ).
4. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
4.1. Итоговое собеседования проводится во вторую среду февраля.
4.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет, в среднем, 15 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры и др.).
4.3. В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования.
4.4. Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся, экстерны:
- получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально
5. Подготовка к проведению итогового собеседования в образовательноорганизации
5.1. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса в образовательной организации.
Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования).
При этом итоговое собеседование может проводиться и вне учебного процесса в образовательной организации.
5.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового собеседования, должны обеспечивать проведение итогового собеседования в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов[2].
5.3. Для проведения итогового собеседования выделяются:
- учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники проходят процедуру итогового собеседования (далее – аудитория проведения итогового собеседования), в которых имеется:
- необходимое количество автоматизированных рабочих мест, оборудованных прикладным модулем компьютерного тестирования для записи ответов участников итогового собеседования (далее – ПМКТ);
- часы, размещенные в зоне видимости для всех участников, организатора-собеседника, эксперта;
- учебные кабинеты образовательной организации, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных кабинетах образовательной организации параллельно может вестись урок для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди), а также учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начало следующего урока в данном учебном кабинете);
- помещение для получения КИМ итогового собеседования и внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (далее – Штаб).
Если в одной образовательной организации организуется проведение итогового собеседования для обучающихся других учреждений, то для этих учащихся должны быть подготовлены отдельные аудитории и автоматизированные рабочие места, чтобы выходные данные прикладного модуля компьютерного тестирования не были перепутаны для нескольких школ.
Информация о требованиях к оборудованию и программному обеспечению содержится в Инструкции по установке программного обеспечения и требования к техническому обеспечению для проведения итогового собеседования, разрабатываемой РЦОИ.
- Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования.
- В случае отсутствия возможности проводить итоговое собеседование с применением ПМКТ рабочее место проведения итогового собеседования должно быть оборудовано иными техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования, например, ноутбук с подключаемым внешним микрофоном, на который установлен программный продукт Audacity (https://www.audacityteam.org/download/). Альтернативой может служить и любое другое устройство, позволяющее оперативно переносить информацию, в формате, читаемом на стационарном компьютере (mp3), например, диктофон.
- Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть «Интернет» для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования. В Штабе должно быть организовано рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму.
- Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель образовательной организации создаёт комиссии по проведению и проверке итогового собеседования.
В состав комиссии по проведению входят:
- ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования;
- организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании;
- экзаменатор-собеседник, который проводит собеседование с участниками итогового собеседования, проводит инструктаж участника собеседования по выполнению заданий, а также обеспечивает проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, фиксирует время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника, управляет записью ответа участника на компьютере с запущенным ПМКТ. Экзаменатором-собеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы);
- технический специалист, обеспечивающий тиражирование бланков, получение КИМ итогового собеседования с федерального Интернет-ресурса (http://topic9.rustest.ru), а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования, получение файла с данными и загрузку файла в ПМКТ, экспорт архивов с аудиозаписями ответов участников с компьютеров в аудиториях проведения экзамена, а также для внесения информации в специализированную форму, загрузку всех архивов.
В состав комиссии по проверке входят:
- эксперты по проверке ответов участников итогового собеседования (далее – эксперты). К проверке ответов участников итогового собеседования привлекаются только учителя русского языка и литературы.
Для получения объективных результатов при проверке итогового собеседования рекомендуется не привлекать в качестве экспертов учителей русского языка к оцениванию ответов своих выпускников.
Количественный состав комиссии по проверке определяет образовательная организация в зависимости от количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества учителей русского языка и литературы, работающих в образовательной организации и участвующих в проверке ответов участников итогового собеседования. В случае небольшого количества участников итогового собеседования и учителей, участвующих в проверке итогового собеседования, рекомендуется сформировать единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования в образовательной организации.
- За три дня до проведения итогового собеседования требуется:
- Скачать последнюю версию ПМКТ из Личного кабинета пользователя РИС ОКО.
- На каждый из компьютеров экзаменаторов-собеседников установить последнюю версию модуля ПМКТ.
- Скачать из Личного кабинета в РИС ОКО и распечатать протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (Приложение 4).
- Скачать из Личного кабинета в РИС ОКО и распечатать списки участников итогового собеседования для регистрации участников и проверить состав участников экзамена (Приложение 2). В том случае, если список участников требуется изменить, следует незамедлительно обратиться в службу технической поддержки РЦИТ.
- Ответственный организатор образовательной организации распределяет участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования, заполняет в списке участников итогового собеседования поле «Аудитория».
6.Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования
6.1. Сведения об участниках итогового собеседования образовательные организации заполняют в ИС «Открытая школа».
6.2. Срок внесения данных – не позднее чем за две недели до дня проведения итогового собеседования.
6.3. В ИС «Открытая школа» вносится следующая информация:
- о составе участников итогового собеседования;
- о назначении участников на даты проведения итогового собеседования;
6.4. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования образовательная организация получает с официального сайта Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФГБНУ «ФИПИ») (fipi.ru) и тиражирует в необходимом количестве критерии оценивания для экспертов.
7. Проведение итогового собеседования
7.1. В день проведения итогового собеседования не позднее 08.00 по местному времени технический специалист получает с Интернет-ресурса (http://topic9.rustest.ru) и тиражирует материалы для проведения итогового собеседования.
В случае отсутствия доступа к указанному Интернет-ресурсу технический специалист незамедлительно обращается в РЦОИ для получения материалов по резервной схеме.
7.2. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования могут присутствовать:
- аккредитованные общественные наблюдатели;
- аккредитованные представители средств массовой информации;
- должностные лица Рособрнадзора, Комитета по образованию Псковской области, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
7.3. В аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового собеседования присутствуют:
- экзаменатор-собеседник;
- не более одного участника итогового собеседования;
- эксперт по проверке ответов участников итогового собеседования (в случае использования первой схемы оценивания).
По решению образовательной организации допускается присутствие в аудитории проведения итогового собеседования технического специалиста для осуществления записи ответов участников итогового собеседования.
7.4. Итоговое собеседование начинается в 09:00 по местному времени. Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете образовательной организации (на уроке) или в учебном кабинете ожидания (если параллельно для участников итогового собеседования не ведется образовательный процесс).
7.5. Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию проведения итогового собеседования согласно списку участников, полученному от ответственного организатора образовательной организации, а после окончания итогового собеседования для данного участника – в учебный кабинет образовательной организации (параллельно может вестись урок). Затем приглашается новый участник итогового собеседования.
7.6. Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
7.7. После завершения итогового собеседования участник прослушивает аудиозапись своего ответа и подтверждает подписью в Ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории (Приложение 3)факт, что аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны
8. Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов
8.1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных подпунктом 8.5 пункта 8 настоящего Порядка.
8.2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, Комитет, образовательные организации организуют проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
8.3. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
8.4. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) Комитет, образовательные организации обеспечивают создание следующих условий проведения итогового собеседования:
- беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже;
- наличие специальных кресел и других приспособлений;
- увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут.
- Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) Комитет, образовательные организации обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
- использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
копирование комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в аудитории в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере;
обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
привлечение специалистов по коррекционной педагогике, а также людей, с которыми указанный участник знаком, находится в контакте (например, родитель) в качестве экзаменаторов-собеседников. Оценивание работ таких участников проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание происходит по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.
8.6. В случае если особенности психофизического развития (например, участники с тяжелыми нарушениями речи, задержка психического развития и иные (сахарный диабет и т.д.) и др.) не позволяют участникам итогового собеседования с ОВЗ, участникам итогового собеседования - детям-инвалидам и инвалидам выполнить все задания итогового собеседования, а экспертам по проверке итогового собеседования провести оценивание итогового собеседования в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования, Комитет определяет минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения «зачета» для данной категории участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.
Основанием для изменения минимального количества баллов за выполнение всей работы для данной категории участников итогового собеседования являются соответствующие рекомендации ПМПК.
9.Порядок проверки и оценивания итогового собеседования
9.1 Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.
9.2. Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать указанным ниже требованиям.
9.2.1. Знать необходимую нормативную базу:
- федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
- нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования;
- рекомендации по организации и проведению итогового собеседования.
9.2.2. Владеть необходимыми предметными компетенциями:
- иметь высшее образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы».
9.2.3. Владеть компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования:
- умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;
- умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
- умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;
- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
- умение обобщать результаты.
9.3. Оценивание работ участников итогового собеседования в образовательных организациях Псковской области может быть проведено по двум схемам.
9.3.1. Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет»/«незачет». При этом, при необходимости, возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
Эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
- номер варианта;
- номер аудитории проведения итогового собеседования;
- баллы по каждому критерию оценивания;
- общее количество баллов;
- отметку «зачет» / «незачет»;
- ФИО, подпись и дату проверки.
Эксперт при необходимости имеет возможность пользоваться черновиками.
9.3.2. Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования.
После завершения итогового собеседования каждого участника необходимо обеспечить прослушивание своего ответа каждым участником, чтобы убедиться, что аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны. Воспроизведение аудиозаписи может быть произведено экзаменатором-собеседником или техническим специалистом (по усмотрению образовательной организации). Использование второй схемы допускается в случае наличия участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении; для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; в случае численной нехватки экспертов.
9.4. Зачёт выставляется участникам, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку.
На категорию участников итогового собеседования, перечисленную в пункте 8.6. Порядка, данное положение не распространяется. Комитет на основании рекомендаций ПМПК определяет минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения «зачета» для данной категории участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.
9.5. Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.
10. Обработка результатов итогового собеседования
- Технический специалист выполняет загрузку аудиофайлов с ответами обучающихся в РИС ОКО в соответствии с графиком, утверждённым Комитетом. После успешной загрузки появляется возможность скачать специализированную форму-протокол для внесения оценок учащихся.
- Технический специалист в присутствии ответственного организатора образовательной организации используя ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории и протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования в Штабе заносит в специализированную форму информацию из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования.
- Заполненная форма распечатывается, проверяется и после проверки подписывается.
- После подписания в присутствии ответственного организатора образовательной организации технический специалист не позднее 5 календарных дней со дня проведения итогового собеседования загружает в РИС ОКО результаты итогового собеседования.
- РЦИТ обрабатывает в РИС ОКО загруженные протоколы с результатами участников итогового собеседования.
- После обработки РЦИТ выполняет выгрузку результатов в информационную систему «Открытая школа».
11. Хранение материалов итогового собеседования
Ответственный организатор ОО упаковывает ведомости учета проведения со всех аудиторий в возвратный доставочный конверт, протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования в конверты, в которых они поступили из аудитории, материалы, использованные для проведения итогового собеседования, заполняет сопроводительный бланк на конверте.
Материалы итогового собеседования (протоколы экспертов, списки участников итогового собеседования, ведомости учёта проведения итогового собеседования в аудиториях) доставляются на бумажных носителях в ЦОКО в сроки, установленные Комитетом, и подлежат хранению в течение 4 месяцев.
Файлы с аудиозаписями ответов участников итогового собеседования хранятся в течение 4 месяцев в РЦИТ.
12. Проведение повторной проверки итогового собеседования
12.1. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования муниципальной комиссией по проверке итогового собеседования.
12.2. Состав муниципальной комиссии определяется ОМСУ.
12.3. Время работы комиссии определяется графиком, утвержденным ОМСУ;
12.4. Возглавляет комиссию председатель муниципальной комиссии.
12.5. Председатель муниципальной комиссии проводит распределение аудиозаписей обучающихся между экспертами и фиксирует данное распределение протоколом.
12.6. Председатель муниципальной комиссии получает в РЦОИ (РЦИТ) и передает аудиозаписи экспертам для повторной проверки и оценивания.
12.7. Повторная проверка итогового собеседования муниципальной комиссией должна быть завершена не позднее чем через три рабочих дня со дня подачи обучающимся заявления на повторную проверку итогового собеседования.
12.8. При осуществлении повторной проверки итоговых собеседований и их оценивании персональные данные участников итогового собеседования могут быть доступны экспертам.
- Каждая аудиозапись итогового собеседования обучающегося повторно проверяется одним экспертом муниципальной комиссии один раз.
- Результаты повторной проверки итоговых собеседований вносятся экспертом в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования.
- После повторной проверки и оценивания аудиозаписей итогового собеседования обучающихся эксперты муниципальной комиссии передают председателю муниципальной комиссии протоколы эксперта.
- Председатель муниципальной комиссии получает протоколы эксперта и переносит результаты проверки в специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов.
- Заполненные протоколы экспертов и специализированная форма для внесения информации из протоколов экспертов передаются в РЦОИ.
- Результаты повторной проверки являются окончательными и не подлежат пересмотру.
- Информирование о результатах итогового собеседования
После завершения загрузки результатов итогового собеседования РЦИТ в течение двух дней представляет результаты итогового собеседования в образовательные организации, Комитет, ЦОКО.
14. Срок действия итогового собеседования
Действие результата итогового собеседования как допуска к ГИА – бессрочно.
[1] Первая схема: оценивание ответов участников итогового собеседования экспертом непосредственно в процессе ответа участника по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет». При этом повторно прослушиваются и оцениваются записи ответов отдельных участников (при необходимости);
Вторая схема: оценивание ответов участников итогового собеседования экспертом после окончания проведения итогового собеседования по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет».
[2] СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 г., регистрационный № 22637), от 25 декабря 2013 г. № 72 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 г., регистрационный № 31751), от 24 ноября 2015 г. № 81 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2015 г., регистрационный № 40154).