В 2017 году завершилась реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.
В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, а также учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 период 2018-2027 годов объявлен Десятилетием детства в Российской Федерации.
Улучшению положения семей и детей способствуют принимаемые программы и вносимые в действующее законодательство Российской Федерации изменения.
В частности распоряжением Правительства Российской Федерации
от 22 марта 2017 г. № 520-р была утверждена Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, представляющая собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, а также предусматривающая основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях создания условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.
В связи с внесением изменений в действующее пенсионное законодательство дети, оба родителя которых неизвестны, имеют право на получение социальной пенсии наравне с детьми, потерявшими единственного или обоих кормильцев.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 декабря 2017 г. № Пр-2440 по результатам заседания Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012-2017 годы в целях сохранения позитивных демографических тенденций принят ряд дополнительных мер.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, предусмотрено предоставление ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением)
с 1 января 2018 года первого ребенка и ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала.
Продлен срок действия программы материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2021 года, предоставлена возможность гражданам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, направлять средства материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Кроме того, гражданам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предоставлена возможность получения информации о размере материнского (семейного) капитала или о размере оставшейся в результате распоряжения части материнского (семейного) капитала на бумажном носителе или в форме электронного документа.
В настоящем докладе содержится анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2017 год в сравнении с 2015 и 2016 годами.
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.
Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2017 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей и семей с детьми, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в
2015–2017 годах.
Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215
«О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая, что настоящий доклад содержит анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2017 год, по тексту доклада используется наименование Министерство образования и науки Российской Федерации.