Котикова Ольга Александровна
Фамилия Имя Отчество
Котикова Ольга АлександровнаМесто работы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»Занимаемая должность
учитель истории и обществознания, педагог-организаторОбразование
Высшее, Псковский педагогический университет имени С. М. КироваСтаж педагогической работы
3Квалификационная категория
соответствие занимаемой должностиСсылка на авторский сайт учителя или авторскую страницу на сайте школы
http://nsportal.ru/kotikova-o-aРекомендация от коллектива
Коллектив МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» рекомендует для участия в городском этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России- 2017» Котикову Ольгу Александровну, учителя истории и обществознания.Котикова Ольга Александровна имеет высшее образование, в 2012 году закончила исторический факультет ПГПУ им. С.М. Кирова по специальности «Учитель истории и обществознания». Стаж педагогической работы (по специальности) 4 года в данном учреждении.
За время работы Ольга Александровна показала себя грамотным, творческим, постоянно совершенствующимся педагогом.
Ольга Александровна владеет современной классно-урочной и учебно-воспитательной формой организации учебного процесса, учитывает индивидуальные способности детей. Знание научного материала, методики преподавания истории и обществознания, живое эмоциональное объяснение позволяют педагогу доступно и ясно излагать учебный материал. Уроки Ольги Александровны методически правильно построены, содержательны и интересны. Она использует активные формы работы: уроки – зачеты, уроки – путешествия, деловые игры, смотры знаний, проектную деятельность. На уроках активно внедряется технология разноуровневой дифференциации. На занятиях широко применяются тестовые задания, ИКТ-технологии.
Учитель дает учащимся конкретно-исторические представления об изучаемых эпохах и событиях, способствует формированию научного мировоззрения. Вдумчивая, тщательная подготовка к занятиям позволяет продуктивно использовать каждую минуту урока, добиваться хороших результатов.
Мониторинг качества образования в классах в которых работает Ольга Александровна показывает, что степень обученности и процент учеников успевающих на 4 и 5 ежегодно увеличивается.(Приложение1.)
Ольга Александровна умеет создать ситуации успеха для обучающихся, применяет положительную мотивацию (одобрение, похвала), поэтому на уроках истории и обществознания низкий уровень тревожности у учеников и стабильная психологическая обстановка. Учащиеся Ольги Александровны участвуют и занимают призовые места в предметных олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня: «Золотое Руно», «Олимпус», Всероссийский молодежный чемпионат по истории и обществознанию. (Приложение 2.)
Ольга Александровна - классный руководитель 8«А» класса, работающий творчески. Воспитательная работа с обучающимися основана на уважительном отношении к личности ученика, на знании интересов, способностей и возможностей каждого. Она создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Ольга Александровна хорошо владеет технологией анкетирования, тестирования, других способов диагностики. При анализе воспитательной работы ежегодно подмечает изменения в развитии личности и коллектива, что позволяет находить более эффективные формы работы. Большое внимание уделяет работе с родителями, их педагогическому и психологическому просвещению.
Являясь педагогом–организатором, Ольга Александровна содействует развитию и деятельности Школьной республики - организации детского ученического самоуправления. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками. При проведении мероприятий смело внедряет новые методы и формы. Вместе с Ольгой Александровной ребята готовятся к школьным праздникам, проводят тематические вечера, конкурсы. Ею были подготовлены и проведены на высоком уровне такие мероприятия, как: «Путешествие на остров вежливости и доброты», «Новогодний КВН», «Битва хоров», «Посвящение в пятиклассники», «Инаугурация президента Школьной республики», «Созвездие талантов».
Ольга Александровна умеет открывать и поддерживать таланты. Стремление к творчеству - одно из отличительных ее качеств.
В 2015-2016 учебном году она приняла активное участие в реализации школьного проекта «Любимый город глазами детей», посвящённого 850-летию города Великие Луки. Ольга Александровна является активной участницей волонтерского движения. Ежегодно вместе с учащимися школы принимает участие в работе волонтерского лагеря (п. Клин).
Котикова Ольга Александровна постоянно повышает свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации:
• Моделирование уроков в артпедагогической парадигме (2013 г.);
• Курсы историков по теме Краеведение (2013 г.);
• Педагогический марафон (2014 г.);
• Особенности организации работы с детьми ОВЗ (2014 г.);
• "Педагогические основы, методика и современные технологии организации воспитательного процесса" (01.12.2015 - 18.02.2016 гг.);
• Подготовка членов предметных комиссий Псковской области по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ГИА -9 (ОГЭ и ГВЭ), обществознание" (21.03.2016 - 23.03.2016 гг.);
• Онлайн-семинар «ИКТ – компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС» (2016 г.).
За достигнутые успехи в образовании и воспитании обучающихся Ольга Александровна Котикова имеет грамоты и благодарности:
• 2015 год – Почётная грамота Управления образования Администрации г. Великие Луки «За добросовестный труд, успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения и в связи с профессиональным праздником Днём Учителя»
• 2015 год – Грамота Комитета Культуры г. Великие Луки «За подготовку дипломата Городского конкурса юных художников, посвящённого 70-летию Победы в ВОВ»
• 2016 год – Грамота ДОСААФ «За организацию и активное участие в Месячнике Оборонно-массовой, военно-патриотической и спортивно-массовой работы, посвящённого 73-й годовщине освобождения города. 89-й годовщине ДОСААФ России, Дню Защитника Отечества»
• 2016 год – Благодарность Управления образования Администрации г. Великие Луки «За активное участие и помощь в проведении праздничных мероприятий, посвящённых 850-летию первого летописного упоминания г. Великие Луки»
• 2015 - 2016 гг. - Благодарность МБОУ СОШ № 2 «За активную работу и оказание волонтёрской помощи в п. Клин Куньинского района»
Ольга Александровна доброжелательна, внимательна, ответственна, пользуется уважением учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.
Представление педагогического опыта
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. Социализация личности учащегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности, ставятся во главу угла в процессе обучения и воспитания. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. Особые возможности для этого, на мой взгляд, представляют такие школьные предметы, как история и обществознание.Познавательная самостоятельность и активность на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на все новые «вызовы» жизни.
Овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений. Только те знания и умения переходят в разряд компетентностей учащегося, важность которых понята, апробирована на практике и доведена до автоматизма.
Целью моей работы - организация системы самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания, обобщение педагогического опыта (в том числе и собственного), корректировка форм и методов работы для повышения качества обучения учащихся.
В связи с этим я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся на уроке, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя.
Для реализации которой необходимо решать следующие задачи:
• определение содержания методики применения самостоятельной работы;
• повышение интереса у школьников к истории и обществознанию;
• активизация деятельности учащихся на уроках;
• улучшение качества преподавания истории, обществознания;
• повышение эффективности внеклассной и внешкольной работы по предмету.
Основные направления моей работы:
• обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников;
• выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы;
• повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся;
• создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.
Под самостоятельной деятельностью я понимаю такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.
Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал. Поэтому мне как педагогу очень важно организовать самостоятельную работу учащихся, определить взаимодействие учителя и учащихся, самих школьников между собой и индивидуальную работу ученика.
Это могут быть фронтальные самостоятельные работы, индивидуальные, групповые как в малых группах (парах) так и в более крупных (5-6 человек).
Общеизвестно, что одной из причин слабой успеваемости ряда учащихся является их неумение работать с книгой, текстом, неумение самостоятельно мыслить, излагать материал своими словами. Я как учитель побуждаю ученика самого обдумывать, определять, сравнивать исторические явления, обобщать полученные знания, высказывать свое мнение. Учу их грамотно работать с учебниками, историческими документами, картами, фотодокументами, статистическими данными, справочной и научно-популярной литературой, материалами периодической печати и других средств массовой информации, Интернет. Это позволяет начать культивировать у моих учеников другой тип сознания, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, а работает во взаимосвязи с другими дисциплинами.
Существует довольно много видов самостоятельной работы учащихся на уроках. Наиболее часто на своих уроках я использую такую форму самостоятельной работы учащихся, как составление планов или тезисов, выводов к уроку, параграфу или по полученной информации. Я начинаю такую работу с учащимися с пятого класса, с постепенным усложнением. Освоив такую деятельность, учащиеся, более тщательно и глубоко усваивают новый материал урока.
Изучая с учащимися исторический материал, мы всегда должны опираться на имеющиеся уже у них знания. Очень большую роль при этом играет прием сравнения и сопоставления.Составление специальных таблиц и схем на сравнение и сопоставление усиливает эвристическую сторону урока, больше активизирует познавательную деятельность учащихся. Работа по составлению сравнительных таблиц помогает ученикам глубже понять суть происходящих изменений.
Мои ученики в 8-9 классах очень любят такой вид самостоятельной работы как устный (письменный) доклад или реферат. В них ребята самостоятельно дополняют материал уроков информацией выходящей за рамки школьного учебника. Вместо привычных тестовых заданий я использую кроссворды.
В старших классах я опираюсь на социальную значимость предметов истории и обществознания, поэтому использую знания учащихся по иным гуманитарным наукам, которые позволяют усилить аналитическую составляющую урока, показываю необходимость различных подходов к изучению истории (формационный, цивилизационный, теорию модернизации), добиваюсь умения учениками ими пользоваться как инструментами исследования.
Немаловажным в организации самостоятельной работы учащихся на уроке является и форма построения самого урока: урок-диспут, урок деловая игра, урок путешествие и т.п. Это позволяет гармонично включать и расширять самостоятельную работу учащихся на уроке.
Используемые мной формы организации самостоятельной работы учащихся уже приносят положительные результаты:
• снижения страха у учеников перед неудачей, перед возможным критическим замечанием;
• появление у школьников уверенности в себе, в своих возможностях;
• формирование у учащихся привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению;
• повышение активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характер;
• ученики стараются искать знания и пробуют их использовать и применять на практике;
• последовательно от класса к классу наблюдается положительная динамика по качеству знаний и степени обученности (приложение 1.);
• рост количества обучающихся, принимающих участие во Всероссийской предметной олимпиаде (школьный и муниципальный уровень) и Международном игровом конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое руно». (Приложение 2);
• в11 Б классе в котором я работаю всего второй год из 19 человек 2 человека выбирают ЕГЭ по истории и 12 человек ЕГЭ по обществознанию.
В организации самостоятельной деятельности учащихся я выделяю следующие проблемы:
• неправильное распределение времени учащимися при выполнении самостоятельной работы;
• поверхностное изучение проблемы или вопроса;
• не умение определять главное;
• сложности в работе с картами;
• пассивность отдельных учащихся или излишняя инициатива других.
Для преодоления этих проблем я постоянно повышаю свой методический уровень: изучаю опыт работы других педагогов школы, города, области, использую Интернет-ресурсы (профессиональные сообщества и предметные сайты) где широко представлен опыт педагогов России. Участвую в вебинарах.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, педсоветах. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. Размещаю опыт работы на страницах своего сайта.
Мини-эссе «Я – учитель»
Современность… Общество… Режим жизни… Дети…Наши дети. Какая роль им отводится в современном мире? Как чувствует себя ребёнок среди суеты, рекламы, техники, магазинов и, как правило, в одиночестве?
Родители… Гонка за средствами к существованию, карьерой, нехватка времени, суета; утро сменяет ночь – и снова одно и то же. И так изо дня в день, от ночи к ночи.
А ребёнок? А дети? Где их место в этой суете? Где их время? Их ниша в этой жизни? Их право на радость, на общение, на понимание?
В год экологии хочется говорить об этом понятии не только в прямом смысле этого слова (экология), но и обо всех его сторонах. Это и проблемы духовности общества, и «экологические» проблемы нашего русского языка, и проблемы нехватки и неумения общения.
Люди разучились общаться. Мы не умеет красиво выражать свои мысли. Наш язык стал скудным, скучным, однообразным. Мы не читаем. Это взрослые.
А что же дети? Что ждёт их? Откуда им ждать помощи? Где они смогут найти те ориентиры в жизни, которые зажгут в них лучик надежды, любви, радости?
Я помогу тебе, ведь Я – УЧИТЕЛЬ. Я тот человек, кто сумеет показать тебе красоту слова, и ты выбросишь мусор из своей речи. Ты прочтешь со мной такие книги, которые помогут очиститься твоей душе. Через свои уроки я покажу тебе красоту этого мира, и ты захочешь сохранить её в первозданном виде. Я помогу тебе миновать штормы, бури, волнения в твоей жизни, потому что я научу тебя общаться. Я подарю тебе надежду.
Надежду на то, что всё будет, и будет всё очень хорошо. Что жить стоит, жить интересно. Увлекательно. Познавательно. И хочется узнавать всё больше и больше, хочется спрашивать (и обязательно получать ответы), хочется общаться (и не с самим собой, а с собеседниками), хочется быть услышанным, понятым и принятым именно таким, каков ты есть. Ты, ребёнок. Каких сотни, тысячи. И всё же, несомненно, единицы. Ты такой один. Непохожий. Неповторимый. Я тебя ещё не знаю, но уже люблю, потому что я – Учитель.
Я – учитель нашей современной школы, где работают уникальные личности – учителя. Учитель! Какое чёткое, резкое, точно правильное слово. Учитель – призван «учить». Учить видеть себя в мире и мир в себе. Учить любить себя таким, какой ты есть. Учить любить всё человечество, весь мир, познавая и открывая в этом мире каждодневно что-то новое. Учить не отступать перед преградами. Учить сопереживать ближнему. Учить умению жить.
Через художественные образы, теоремы, доказательства, правила и аксиомы учитель учит, как не потеряться и не растеряться в современном мире, как выделиться и стать личностью и как помочь этому миру стать другим.