Новикова Наталья Витальевна
Фамилия Имя Отчество
Новикова Наталья ВитальевнаМесто работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 10»Занимаемая должность
учитель начальных классовОбразование
высшее педагогическое образование,ОПК 29.06.2000 г., ФГОУ ВПО «ВГАФКиС», 25.06.2008 гСтаж педагогической работы
13Квалификационная категория
высшаяСсылка на авторский сайт учителя или авторскую страницу на сайте школы
https://vk.com/club140266557Рекомендация от коллектива
Педагогический коллектив рекомендует Новикову Наталью Витальевну, учителя начальных классов, для участия в городском этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017» среди педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений.Наталью Витальевну отличает завидное постоянство в любви и служении детям. Под ее руководством создана оптимальная воспитательная система прокадетского класса, структура, содержание и организационные формы которой обеспечивают подготовку ответственных, активных и успешных учеников, о чем свидетельствуют их достижения (сканкопии прилагаются).
Дальнейшее развитие получила проектная деятельность учащихся.Представляемые на конференции работы содержат исследовательскую составляющую, актуальны и содержательны.
Учитель обладает прекрасными организаторскими способностями и умеет направить усилия всех участников образовательного процесса на достижение поставленных целей.
Профессионализм учителя, оригинальность и критичность мышления обеспечивают нестандартность подходов при планировании и организации деятельности классного коллектива.
Огромное трудолюбие, любовь к детям, творчество успешно сочетаются в этом педагоге.
За свою работу Новикова Н.В. награждена Диплом лауреата (II место) областного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2013», Почетной грамотой управления образования администрации г. Великие Луки,2016 г.
Имя Новиковой Н.В. занесено в сборник "Ими гордится Россия", 2015, 2016 г.г. (педагоги, подготовившие призеров - обладателей дипломов за I - III место Всероссийского конкурса «ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО» Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»).
Представление педагогического опыта
1. Актуальность обусловлена тем, что в ценностных ориентациях современного Российского общества происходят существенные изменения. С одной стороны, нравственные основы, возвышаемые во все времена в общественном сознании российского народа: патриотизм, верность военной присяге, священное отношение к защите Отечества – стали подвергаться сомнению, даже оспариваться, а с другой стороны, Российскому государству необходимы государственные служащие с высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную безопасность страны.2. Концептуальность
Жизнедеятельность классного сообщества строится на основе следующих ценностей: ответственности, свободы, успеха, долга, активности, любви к Отчизне и малой Родине.
Обеспечивается тесная взаимосвязь двух приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса: развития у прокадета потребности в достижении успеха и воспитания ответственности.
В учебной деятельности ведущими являются современные педагогические технологии: метод проектов, ценностно-смысловой диалог, приемы создания ситуаций индивидуального и коллективного выбора, ролевые игры, тренинги использование комплексных форм и способов воспитания успешности, проектирование и создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочной деятельности.
Формируемая система дополнительного образования включает профильные дисциплины.
3. Принципы и правила работы
1. Принцип ответственности. Свободный и ответственный выбор, ответственное отношение -характерные черты образа жизни классного сообщества.
2. Принцип успешности. Культивируется широкий спектр видов и направлений деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в них.
3. Принцип активности. Ян Амос Коменский утверждал: «Добродетель воспитывается посредством дел, а не посредством болтовни».
4. Принцип гуманистичности. Предполагает отказаться от императивно-авторитарного стиля учебно-воспитательного взаимодействия с детьми.
5. Принцип комплексности. Достижение поставленной цели предполагает системный характер действий.
4.Теоретико-методологические основы.
Методологическое основание деятельности составляет совокупность методологических подходов:
- аксиологического(А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, В.П.Тугаринов, Н.Е.Щуркова);
- деятельностного(В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн,);
- системного(В.А.Караковский, Ю.А.Конаржевский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов);
- гуманистического(Ш.А.Амонашвили, К.Роджерс, В.В.Сериков, В.А.Сухомлинский).
Важное значение для преобразования практики обучения и воспитания имеют:
- взгляды философов и психологов на проблему социальной ответственности
(Б.Г.Ананьев, Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, Л.С.Славина, Г.Л.Смирнов, Л.А.Сухинская);
- теоретические положения развития ответственности у детей (Т.С.Борисова, Т.В.Машарова, А.В.Мудрик);
- научные представления о потребности в достижении успеха (Е.П.Ильин, Г.Ю.Ксензова, А.Р.Лопатин, Н.В.Немова).
Ключевыми понятиями являются следующие:
- ответственность– нравственное качество человека, отражающее его способность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия;
- успех – эмоционально-психологическое состояние радости и удовлетворения от достигнутого результата, личностно значимого, положительно оцениваемого окружением;
- ситуация успеха – проектируемые обстоятельства, способствующие достижению желаемого результата и переживанию чувства радости и удовлетворения;
5. Ведущая педагогическая идея.
Создание единого образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного развития прокадета, в котором базовое и дополнительное образование становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым способствуют формированию первоначальных убеждений, основанных на ценностях, проявлению ответственности, успешности.
6. Особенности содержания деятельности.
В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – анализ верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Традиционные формы и способы, такие как беседа, индивидуальное и групповое обсуждение результатов выполнения домашних заданий и контрольных работ, проведение заседаний органов ученического самоуправления по данной проблеме, в сочетании с такими технологиями, как метод проектов, ценностно-смысловой диалог, ролевые игры, тренинги помогают проектировать ситуации успеха.
Индивидуальность моего класса определяет набор дополнительных образовательных услуг, направлений внеучебной деятельности. В целях удовлетворения дополнительных образовательных потребностей обучающихся, их родителей в систему дополнительного образования включены курсы: «Строевая подготовка», «История кадетства», «Основы православия», «Азбука культур», «Учусь общаться», «Исследователь», «Хореография», позволяющие каждому обучающемуся проявить себя, достичь успеха, проявить отвественность. Прокадеты имеют кадетскую форму, что приучает к деловому стилю одежды, воспитывает уважение к мундиру, формирует чувство принадлежности к нашему лицею и гордости за него. Форма в то же время смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей, оказывает дисциплинирующее воздействие на обучающихся.
Для формирования мотивации на успешную деятельность кадет использую такие виды поощрения, как устная благодарность, объявленная на смотре строя и песни, вручение грамот за неукоснительное выполнение кадетского устава. В пятом классе достойные прокадеты принимают присягу.Личный портфолио позволяет кадету видеть траекторию своего роста.
В совместной деятельности детей и взрослых ведущим является доверительный стиль общения, отсутствие назидательного тона, сотрудничество, бережное и уважительное отношение к чувствам всех участников образовательного процесса.
Родители активны при обсуждении плана воспитательной работы, в поездках и экскурсиях, КТД «День знаний!», «День рождения класса», «День матери», «Мама, папа, я – читающая семья», «Мама, папа, я – спортивная семья!». акции: « Бессмертный полк», «Солдатский платок», «Пироги для бабушки», «Поздравь ветерана», «Подарок библиотеке», «Помогаем птицам», «Помощь детям Донбасса», фотовыставках, конкурсах различного уровня, что способствует единению семьи, свидетельствует о том, что школьная жизнь ребенка – общее дело всей семьи.
Опыт работы показал, что проведение творческих отчетов, организация презентаций достижений учащихся учит радоваться успехам одноклассников, соучастию, сопереживанию, самоутверждению. Достаточно назвать такие мероприятия, как конкурс чтецов «Россия – Родина моя», фотовыставки «Любимый город», «Спасибо деду за победу», различные конкурсы и выставки рисунков, школьный конкурс «Минута славы».
Человек ответственный, будущий госслужащий обязательно должен уметь подчиняться общим правилам, с одной стороны, и должен быть хорошим организатором.Этому способствует опыт участия в самоуправлении. Органы нашего самоуправления – это командир взвода, заместитель командира и заместители отделений здоровья, чистоты и порядка, науки, культуры, труда, физкультуры и спорта.
В четвертом классе органы самоуправления сформированы и активно работают: организуют викторины, олимпиады, проявляют инициативу при озеленении школьного двора, выращивают рассаду цветов, предлагают темы для устных журналов, выпускают классную газету.
Среди положительных факторов можно назвать уровень мотивации моих учеников к обучению, понимание ценности знания. Подтверждением является соответствие обучаемости и обученности прокадет в большинстве случаев.
Проявление ответственности в учебной деятельности, при выполнении поручений является следствием совместной работы учителей, педагога – психолога, родителей.
Результативность участия в конкурсах
Мероприятие 2014-2015
уч. год
( 4 класс)
Участники/победители 2015 -2016 уч. год
( 1 класс)
Участники/победители 2016-2017
уч. год
( 2 класс)
Участники/победители
Международная игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» 24/ - 28 /1
Международный математический конкурс «Кенгуру» 24 / - 28/
Международный конкурс для младших классов «Лисенок» - - 91/32
Международный интеллектуальный конкурс «Классики» - - 6/
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» МАН 6/6 24/23 16/16
Всероссийский творческий конкурс «Мы в ответе за планету» - - 3/
По результатам обследования педагога – психолога выявлено, что 70% обучающихся более интеллектуально развиты, 65% - готовы к сотрудничеству, предпочитают занятия с социальным значением, быстро включаются в активные группы.
82% - стремятся соблюдать правила приличия, редко проявляют конфликтность, агрессию, умеют подчиняться авторитетам, 38% - можно назвать серьёзными, надежными людьми, 63% - склонны проявлять благоразумие, рассудительность в действиях и поступках.
58% – социально смелые, предприимчивые, активные, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, 65% - склонные к сочувствию и сопереживанию, 68% - стараются быть добросовестными и ответственными, стремятся осознанно соблюдать нормы и правила поведения, принятые в обществе, для них характерна деловая направленность. У 57% обучающихся хорошо развит внутренний контроль поведения, они заботятся о своей социальной репутации.
Мотивация на успех в учебной деятельности – 70 %
Тенденция мотивации на успех – 15%
Мотивационный полюс ярко не выражен – 10%
Тенденция мотивации на неудачу - 5%
Мотивация на неудачу - 0
Мини-эссе «Я – учитель»
У каждого свой путь – своя дорогаОпределена она судьбой,
А может случаем, иль волей бога.
Но выбор есть всегда – он за тобой.
Александр Благов
Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент определения профессии, своего места в этом мире, предназначения. И счастлив тот, кто может определить свой путь, и, идя по нему, не сожалеть о своем выборе.
Выбор своего жизненного пути я сделала еще в детстве. Мне повезло: придя в первый класс, я встретила замечательного человека - мою первую учительницу Клыкову Фаину Андреевну. Мы вместе провели только два года, но как много она успела дать нам, своим ученикам. Прошло уже 20 лет после окончания школы, но я до сих пор не могу забыть ее добрых глаз, требовательного, но такого ласкового голоса, уважительного отношения к каждому из нас. С нежностью и трепетом я сегодня вспоминаю те счастливые дни, когда мы учились читать первые слова, вместе ходили на экскурсии, выращивали цветы, «лечили» книги. Уже тогда я решила, что стану учителем начальных классов и буду похожа на свою первую учительницу.
До поступления в педагогический колледж мне казалось, что об этой профессии я знаю все: передо мной был образ Фаины Андреевны. Я была уверена, что выбрала самую замечательную, интересную и благородную профессию. За годы учебы я ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. Ведь все начинается именно с учителя…. Учитель стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Я представляла себя у доски, перед детьми, жаждущими знаний и открытий. Но в силу жизненных обстоятельств прийти работать в школу сразу не получилось: я стала мамой, воспитываю двух замечательных сыновей. За это время увлеклась психологией, получила образование по специальности «педагог-психолог» и работала в детском саду. Но моя детская мечта быть учителем, не давала мне покоя. И вот я в школе, я – учитель!
Детство, начальные классы – самый важный период в жизни человека, от того, кто рядом с ребенком в этот период, зависит то, каким человеком он будет завтра. Придя в школу, ребенок похож на маленькое зернышко, которому предстоит не только прорасти, но и окрепнуть, превратиться в прекрасный цветок. Конфуций говорил: «Учитель и ученик растут вместе». Вот и я расту со своими непоседами и «почемучками». Все они разные, каждый со своими способностями и возможностями, со своим характером, мнением. И пусть порой с ними сложно, хлопотно, но жить в их детском мире, слышать их и учиться вместе с ними – это большое учительское счастье. В школе есть всё: радость и печаль, взлёты и падения, гордость и разочарование, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: дневники, тетради, уроки. А по сути своей она радостная и интересная, так как с нами рядом самые чистые и искренние люди – дети.
Первого сентября встаю на капитанский мостик своего классного корабля, встречаю своих матросов-первоклассников, и начинается наше совместное увлекательное путешествие. Как у любого экипажа корабля, для того, чтобы не сбиться с верного курса, избежать подводных течений и рифов, обогнуть скалы, выстоять во время штормов, не сесть на мель в океане современности, мы используем компас с четырьмя основными ориентирами. Первый ориентир – сотрудничать - помогает нам в реализации совместных проектов, а также в разумном и мирном решении неизбежных конфликтов. Второй ориентир – познавать – сочетать широкие общекультурные знания с возможностью глубокого постижения дисциплин, опираться на уже имеющийся опыт. Третий ориентир – трудиться - приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть. Четвёртый ориентир – учиться – требует от каждого из нас большой самостоятельности, способности к оценке и усилению личной ответственности в коллективных делах и проектах.
Мои ученики не просто матросы-путешественники – они воспитанники прокадетского класса, будущие кадеты. Носить с честью достоинством кадетскую форму, иметь четкую жизненную позицию, быть достойным гражданином своей страны – вот одна из приоритетных задач нашего экипажа.
Свое предназначение я вижу в развитии детей, их самовоспитании, самосовершенствовании, самореализации. Учитель и ученик - равноправные участники непрерывного педагогического процесса обучения. И только тогда, когда есть и труд, и творчество, рождается то самое ценное, за что я так люблю свою профессию: СО – дружество и СО – трудничество. В своей педагогической работе я взяла за аксиому афоризм Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить". Развивать мышление учащихся, формировать у них умения самостоятельно открывать новые знания, ориентироваться в потоке информации, анализировать и делать выводы – к этому я стремлюсь на своих уроках. Я считаю, что любой вид педагогической деятельности, будь то урок или внеклассное мероприятие – это совместное творчество мое и учеников. Моя задача – помочь каждому ребенку найти себя. Я осознаю, что это требует знаний, навыков, педагогического мастерства, поэтому много читаю, изучаю, анализирую, не стесняюсь обратиться за советом к коллегам.
В моем понимании учитель – это не только образованный человек, знающий основы теории и методики воспитания и обучения младших школьников, но и профессионал, умеющий на практике применять теоретические знания, способный формировать у ребенка «умение учиться», закрепляя универсальные навыки.
Педагогу необходимо проводить мониторинг результатов обучения и в зависимости от этого уметь корректировать учебную деятельность с учетом особенностей психического развития ребенка. Особый подход учителя требуется к детям с ограниченными возможностями здоровья. В моей работе с ними помогает психологическое образование.
Важно, чтобы дети видели во мне не просто учителя, а еще и взрослого друга, помощника. Они остро чувствуют фальшь и неискренность, поэтому невозможно быть учителем, не любя детей и свое дело. Что такое учительская любовь и как можно любить всех учеников? Для меня любовь учителя – это вера, вера в каждого. Любить – это трудно. Верить – еще труднее. Веру надо воспитывать в себе, вырабатывать как привычку. Но только в атмосфере добра, взаимоуважения и взаимопонимания ребенок чувствует поддержку, верит в себя, свои силы, осознает свою нужность и уникальность. Именно эта любовь, эта вера помогает нам преодолевать трудности, постигать новое. Я верю в своих учеников! И мне очень приятно, что некоторые из моих сегодняшних второклашек хотят быть учителями.
Педагог не может считаться профессионалом, если у него не сложилось представление о конечном результате своего труда – о том, каким должен выйти ученик из стен школы. Какими я хочу видеть их в будущем? Умеющими мыслить, терпимыми, целеустремленными, работоспособными. Но главное, я хочу, чтобы каждый мой ученик был ЧЕЛОВЕКОМ, личностью.
Размышляя о своей профессии, о роли капитана классного корабля, я пришла к выводу, что учитель – это не должность, это - образ жизни.
Делать свое дело с любовью и вдохновением – это счастье. Счастье видеть улыбки детей, которые придают сил и уверенности в завтрашнем дне. Счастье встретить учителя, который воспитывает доброту, справедливость, честность, ответственность. Великое счастье – быть учителем…