Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575.
Утвержден профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования)
В функции данных специалистов входит психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Требования к образованию по данной профессии: высшее образование по профильным направлениям.
Возможные наименования должностей, занимаемые по данной специальности: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации.
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ.
Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 июля 2015 г. N 514н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 июля 2015 г. N 514н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
|
509 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса |
|
01.002 |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления |
Группа занятий:
2320 |
Преподаватели в средней школе |
2445 |
Психологи |
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и обучения |
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
- |
- |
(код ОКЗ <1>) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.11 |
Образование дошкольное |
85.12 |
Образование начальное общее |
85.13 |
Образование основное общее |
85.14 |
Образование среднее общее |
85.21 |
Образование профессиональное среднее |
85.22 |
Образование высшее |
85.30 |
Обучение профессиональное |
85.4 |
Образование дополнительное |
(код ОКВЭД <2>) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ |
7 |
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ |
A/01.7 |
7 |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций |
A/02.7 |
7 |
|||
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса |
A/03.7 |
7 |
|||
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации |
A/04.7 |
7 |
|||
Психологическая диагностика детей и обучающихся |
A/05.7 |
7 |
|||
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса |
A/06.7 |
7 |
|||
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) |
A/07.7 |
7 |
|||
B |
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления |
7 |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
B/01.7 |
7 |
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
В/02.7 |
7 |
|||
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
В/03.7 |
7 |
|||
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
В/04.7 |
7 |
|||
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
B/05.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ |
Код |
A |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации |
Требования к профессиональному образованию и обучению |
Высшее образование по профильным направлениям |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3> |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
2445 |
Психологи |
|
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
|
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и обучения |
|
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
|
ЕКС <4> |
- |
Педагог-психолог, психолог |
ОКПДТР <5> |
25484 |
Педагог-психолог |
ОКСО <6> |
0303 |
Психология |
050706 |
Педагогика и психология |
|
050716 |
Специальная психология |
|
050717 |
Специальная дошкольная педагогика и психология |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ |
Код |
A/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей |
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ |
|
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников |
|
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей |
|
Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами |
|
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Использовать качественные и количественные методы психологического обследования |
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований |
|
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся |
|
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ |
|
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) |
|
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся |
|
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий |
|
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями |
|
Необходимые знания |
Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии |
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования |
|
Теория и методы организации психологического исследования |
|
Методы статистического анализа данных психологического исследования |
|
Методы верификации результатов исследования |
|
Методы интерпретации и представления результатов исследования |
|
Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики |
|
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ |
|
Профессиональная этика |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций |
Код |
A/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности |
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды |
|
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся |
|
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой |
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации |
|
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
|
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом |
|
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления |
|
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий |
|
Необходимые знания |
История и теория проектирования образовательных систем |
Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса |
|
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса |
|
Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования |
|
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса |
Код |
A/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам |
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам |
|
Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
|
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам |
|
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье |
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
|
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности |
|
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками |
|
Необходимые знания |
Современные теории и методы консультирования |
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития |
|
Этические нормы организации и проведения консультативной работы |
|
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации |
Код |
A/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка и реализация планов проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации |
|
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся |
|
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся |
|
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|
Необходимые умения |
Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций |
Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы |
|
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся |
|
Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками |
|
Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями |
|
Необходимые знания |
Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы |
Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи |
|
Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями |
|
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами) |
|
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы |
|
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы |
|
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка |
|
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование |
Психологическая диагностика детей и обучающихся |
Код |
A/05.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |